У него в глазах была тоска лошади...

У него в глазах была тоска лошади...

Сегодня выдающемуся актеру Евгению Лебедеву исполнилось бы 90 летКажется, все артисты начинают с ролей зверушек. Сперва Зайка и Волк - и чтобы обязательно похоже, и чтобы до дрожи страшно, и чтобы трогательно до слез. А уж после Треплев (или Нина Заречная), Гамлет (или Офелия), Лир (или Корделия), c другим уровнем трагизма, артистизма и проч. Холстомер как вершина Он сыграл Лошадь, будучи признанным, любимым, отмеченным наградами, народным СССР, и это стало вершиной его творчества. Он бил ногой, как копытом, он перебирал руками, как передними ногами, он потряхивал головой, как гривой, он то ли пел свои монологи, то ли ржал их, как ржут настоящие лошади, и тоска в его глазах была конской тоской, а слеза - конской слезой, он любил и он хотел свободы, а его выхолостили, и жизнь прекрасного, гордого жеребца сменилась жалким существованием мерина, и мы следили превратности судьбы Лошади как судьбы человека, сочувствуя, горюя, плача и восхищаясь. Что-то такое происходило в прославленном БДТ, куда Марк Розовский принес свою гениальную инсценировку «Холстомера» Льва Толстого, сыграв и спев ее Георгию Товстоногову, и тот в восторге пригласил молодого драматурга-режиссера-композитора-исполнителя на постановку к себе в театр, а потом отстранил, сделавшись постановщиком спектакля сам. Но какими бы конфликтами ни изобиловала «История лошади», они не смогли отменить и уже никогда не отменят оставшейся в истории русского советского театра роли Холстомера в гениальном исполнении Евгения Лебедева. Встреча на вокзале Он был сыном священника, да к тому же репрессированного, вынужденный скрывать это родство едва ли не до последних лет. В привокзальном буфете 20-летний сын встретился с 60-летним отцом. Они пили вместе в первый и последний раз. Предложил отец. Сказал о предчувствии, что больше им не свидеться. В память будущего прославленного артиста врезались отцовские слова: «Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм - в тебе самом, храм - душа наша». Возможно, здесь тайна актерской истовости Лебедева, тайна глубочайшего проникновения в характеры, тайна скульптурной лепки характеров. Не зная ничего, кроме театральных подмостков, погруженный с головой в театральное искусство, он крепчал от работы к работе, трудясь с верой и благоговением. Рогожин в «Идиоте» Достоевского, Уи в «Карьере Артуро Уи» Брехта, Нил Бессеменов в «Мещанах» Горького - сутью разные, но одинаково крупные, могучие, уникальные персонажи.

Одна судьба Они познакомились еще в Тбилиси - Женя Лебедев и Гога Товстоногов. У них был общий театр - Тбилисский детский. В 37-м репрессировали отца Гоги, и театр снял для артиста Лебедева комнату у Товстоногова, чтобы помочь обоим материально. Одно, и другое, и третье сблизило их. Четвертое - особенное обстоятельство: Жене 25, у Гоги подрастает 15-летняя сестра Натела. Женя взрослый, Натела полуребенок, и если что и происходит, то в скрытой даже от них самих форме. Женя уезжает в Москву, Гога получает приглашение в Ленинградский театр комсомола, Натела едет с Гогой, Гога зовет Женю к себе. Здесь чувство вызревает, тайное для всех становится явным. Натела и Женя заключают брак. «Когда мы поженились, то зажили одним домом, - вспоминала Натела. - Даже когда получили отдельные квартиры». Я была дома у Товстоногова. Я знала, что он живет один. Открылась дверь, не наружная, а внутренняя, и вошла Натела. Познакомились, она приготовила чай, фрукты. И вскоре ушла через ту же дверь. Вот тут и выяснилось, что это дверь из одной квартиры в другую, которую они специально прорубили, чтобы быть ближе. Жили дружно. Можно предположить, что на общей кухне артист всегда выгадает что-то у режиссера. Кто-то так и предполагал. Как было в действительности - рисует выразительный эпизод. Лебедев грезил о роли короля Лира. А когда он грезил, это было не пустое мечтание, а прямое действие. Он репетировал, учил текст, готовился, будто ему и впрямь играть на сцене. Дважды его приглашали в другие театры на эту роль. Дважды он отказывал, зная, что это может быть неприятно Товстоногову. И так и не сыграл Лира.Деликатность не разрешала Евгению Алексеевичу просить ролей у Георгия Александровича. Товстоногов все давал и все решал сам. А калибр артиста Лебедева был известен ему более чем кому-либо. Лебедев по праву много лет был ведущим артистом Большого драматического. Чудо преодоленияСлучившийся инсульт лишил главного, что есть у актера, - дара речи. Вера, завещанная отцом, сдвинула горы. Чудо преодоления свершилось. Он заново научился ходить и говорить. Холстомер сыгран уже после инсульта. «Трудись - и воздастся тебе, стучи - и откроются тебе двери познания жизни, ищи - и найдешь... Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог - это человек». Заповеди отца были исполнены. Божеское и человеческое с удивительной силой явили себя в каждом из сыгранных им героев. 5 самых известных ролей в кино: «Два капитана»«Поднятая целина»«Свадьба в Малиновке»«Иванов катер»«Эскадрон гусар летучих»

 

www.kp.ru