"Берлинале"-2011: политика на фоне классики

«Берлинале»-2011: в жюри — сидящий в тюрьме иранский режиссер Панахи, в конкурсе — «Ходорковский».

10 февраля открывается 61-й Берлинский международный кинофестиваль. В основном конкурсе фильм российского режиссера Александра Миндадзе «В субботу».

Громким режиссерским именам отборщики «Берлинале» предпочли проблемную геополитику. И это не новость. Американский «Дополнительный залог» (Margin call — биржевой термин, означающий требование увеличить залог по сделке) Джея Си Чендора рассказывает о переживаниях акул банковской системы на пороге финансового кризиса 1998 года. В фильме звездный состав: Кевин Спейси, Пол Беттани, Джереми Айронс, Деми Мур. Тема немецких террористов 70-х группы РАФ (немецкая леворадикальная организация) в центре внимания Андреса Вейля (фильм «Кто, если не мы?»).

Чернобыльская трагедия в основе драматургии фильма Александра Миндадзе «В субботу». Для показа российских картин «В субботу» и «Мишень» Александра Зельдовича, приглашенного в «Панораму» (интервью с режиссерами читайте в ближайших номерах), устроители фестиваля выбрали 14 февраля, День святого Валентина. Будем считать это символом реанимированной «Берлинале» любви к России. В прошлом году после большого перерыва здесь с триумфом прошел фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». В тот же «русский день» в документальной секции представят ленту «Ходорковский», над которой германский режиссер Кирилл Туши работал пять лет. Накануне фестиваля его офис был разграблен, похитили киноматериалы, в том числе финальную версию картины. При этом ценные вещи остались нетронутыми. И все же показ состоится, у организаторов фестивалей есть копия ленты, хотя и без немецких субтитров. Фильм включает интервью с опальным олигархом.

Кажется, «Берлинале» с его обостренной политизированностью сам втягивается в политические игры. В жюри символически приглашен иранский режиссер Джафар Панахи, осужденный на шесть лет за критику действующей власти в Иране. В декабре Берлинский кинофестиваль выпустил официальный пресс-релиз с протестом против действия иранских властей. Объявлен спецпоказ фильма Панахи «Офсайд», удостоенного «Серебряного медведя» и рассказывающего о тегеранских болельщицах, пробирающихся на стадион. В конкурсе картина соотечественника Панахи Асгара Фархади «Надер и Симин. Расставание» — о семейной паре, мечтающей покинуть Иран, и турецкая лента талантливого режиссера Сейфи Теомана «Наше великое отчаяние» (его «Каникулы» уже представляли Турцию в Берлине).

Для синефилов подарок от философического поэта Белы Тарра «Туринская лошадь» — очередная изощренная черно-белая притча, один из персонажей которой — сошедший с ума Ницше. Тарр публично заявил, что это его последняя картина. Длится метафизическое действо всего лишь два с половиной часа (прославившее режиссера «Сатанинское танго» продолжалось семь с половиной).

Неожиданный акцент нынешней программы — режиссерские дебюты актеров. Ральф Файнс предпринял попытку переоборудовать в современный триллер шекспировского «Кориолана». Актриса Виктория Махони (известная по эротическим фильмам) привезет в Берлин «Вой в небеса» (фильм о жизни трех сестер-мулаток в бандитском Нью-Йорке). Для американской актрисы, перформансистки Джулии Миранды фильм «Будущее» — вторая работа. Ее дебют «Я и ты, и все, кого мы знаем» удостоен «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля.

Мэтры Вернер Херцог и Вим Вендерс представят документальные работы. Вендерс сделал фильм о легендарной танцовщице Пине Бауш («Пина»). Немецкий мэтр Херцог снял трехмерный документальный фильм «Пещера забытых снов» о пещере, в которой обнаружены древнейшие наскальные росписи в истории человечества.

Председателем жюри кинофестиваля избрана итальянская актриса Изабелла Росселини, муза Линча и Скорсезе, дочь Роберто Росселини и Ингрид Бергман.

Политика на фоне классики — традиционный пейзаж «Берлинале». Любимым маэстро нынешнего форума избран Ингмар Бергман. Его почитали Аллен, Тарковский, Олтмен. Его фильмы изучают покадрово, они вписаны в историю мирового кино. А как верно заметил Сальвадор Дали: «Рядом с подлинной историей политика — не более чем анекдот».