Нужен ли восточноевропейский Голливуд?

У чехов не только революции проходят в «бархатном» варианте - например, по поводу продажи в 2001 году знаменитой пражской киностудии «Баррандов» (тогдашний её владелец уступил 80% акций промышленному холдингу «Моравия Стил», имеющему, судя по названию, отношение к выплавке стали) даже не возникло ажиотажа и скандала. Хотя кое-кто из признанных режиссёров (допустим, Иржи Менцель, который уже в течение десяти лет не может реализовать свои новые замыслы) всё-таки жалуется на то, что они совершенно не вписываются в наступившую эпоху чешского капитализма.

Находясь ещё в 1999 году в Америке по случаю ретроспективы своего творчества, Менцель говорил в интервью: «Теперь студия «Баррандов» потеряна... Она попала в частные руки. И всё, что на ней сейчас производится - это заграничные проекты: итальянские, американские, русские, но не чешские. Каждый кинематографист, который хочет снять фильм, должен сам найти деньги, а я не гожусь для этого. Я был слишком изнежен прежней системой. Нам не надо было ни о чём беспокоиться. При коммунистах был большой финансовый либерализм - и никакой конкуренции со стороны иностранных фильмов, телевидения, спутниковых программ, компьютерных игр. Мы не переживали из-за денег, и никто не рисковал. Коммунизм хорош не только для кинопроизводства - подавляя и угнетая, он стимулирует. Достаточно взглянуть на фильмы из Ирана и КНР - режим провоцирует людей работать вопреки всему».

Тем не менее в нынешней Чехии снимаются ежегодно 20-25 национальных кинолент, а некоторые из них получают резонанс далеко за пределами страны, как «Мы должны помогать друг другу» Яна Гржебейка и «Желяры» Ондржея Трояна, номинированные на «Оскар». А киностудия «Баррандов» действительно имеет немалые доходы благодаря активному сотрудничеству с зарубежными съёмочными группами, предоставляя им свои услуги.

В Праге работали не только Никита Михалков («Сибирский цирюльник») и Алексей Герман («Трудно быть богом»), но и голливудские режиссёры Брайан Де Пальма («Миссия невыполнима»), братья Хьюз («Из ада»), Гильермо Дель Торо («Блейд II»), Стивен Добкин («Шанхайские рыцари»), Стивен Норрингтон («Лига выдающихся джентльменов»), Питер Хайамс («И грянул гром»)…

Процесс же слияния капитала и проникновения промышленных консорциумов в кинематограф - вполне нормальное дело и для процветающей Америки, где никто не паникует, что, например, киногигант «Коламбия Пикчерз» давно принадлежит японской корпорации «Сони», которая сейчас близка к покупке ещё одной крупной голливудской компании «МГМ / Юнайтид Артистс».

Что касается Чехии, даже в 2002 году, когда из-за сокрушительного наводнения страна пострадала на миллионы долларов, западные киношники не изменили своей привязанности к ней. Свыше двухсот иностранных проектов или копродукций принесли тогда $250 млн. инвестиций, что почти на $50 млн. оказалось выше предшествующих показателей.

Активность зарубежных кинематографистов объясняется чрезвычайной привлекательностью чешской натуры (в Праге можно найти уголок чуть ли не любого города Европы!), благоприятными условиями производства и наличием профессиональных услуг. Чехии удалось обойти других европейских конкурентов, например, Румынию и Люксембург, где специально снизили все налоги, чтобы завлечь съёмочные группы, однако там это не породило кинобума.

А создатели американской «Холодной горы», снимавшейся в Румынии, испытали немало трудностей физического и морального плана, будучи просто  шокированными бедностью этой страны и её жителей.

Чехи же не успокаиваются на достигнутом - в 2003 году на Карловарском международном кинофестивале было объявлено о создании Чешского кинокомитета, который заручился поддержкой Чешской ассоциации кинопродюсеров и ведущих кинокомпаний страны. Задача этого Кинокомитета заключается в дальнейшем привлечении иностранных деятелей кино в Прагу, чтобы она стала главным европейским центром по производству фильмов. Деятельность Чешского кинокомитета строится по трём направлениям - по подготовке необходимых законов, разработке налоговых льгот и оказании непосредственных производственных услуг кинематографистам.

Глядя на столь бурное развитие киноиндустрии на «Баррандове», голливудский продюсер Эндрю Вайна (среди его фильмов - три серии «Рэмбо», «Полный возврат памяти» / «Вспомнить всё», «Терминатор 3: Бунт машин») родившийся в Венгрии, амбициозно решил выступить в качестве одного из спонсоров и создать именно в Будапеште самую крупную киностудию в мире стоимостью в 150 млн. евро!

Будущий кинокомплекс, который появится в Этьеке (25 км от венгерской столицы) уже в 2005 году и займёт территорию в 10,6 гектаров, должен носить имя Шандора Корды, известного в мировом кинематографе под именем Александра Корды. Там будет шесть павильонов (один из них - площадью в 6 тыс. кв.м.), что вдвое превысит размеры лондонской студии «Пинвуд», ныне являющейся самой большой в мире. Вайна и его партнёр, тоже венгр Шандор Демьян, построивший несколько дорогостоящих супермаркетов в Центральной Европе, намерены привлечь в Будапешт кинодеятелей со всего света, прежде всего переманив их из Праги.

В то же время немецкую киностудию «Бабельсберг» (бывшую «ДЕФА», в свою очередь созданную на основе довоенной «УФА») почему-то преследуют финансовые сложности - и она переходит из рук в руки. Что довольно странно, поскольку работа над несколькими крупнобюджетными международными копродукциями (во «Враге у ворот» Жан-Жака Анно был воссоздан Сталинград как раз под Берлином, а потом этими декорациями воспользовался Роман Полянский, чтобы воспроизвести на экране Варшаву военных времён в «Пианисте») доказывает немалый потенциал «Бабельсберга».

Да и собственные картины этой студии (допустим, популярная у немцев «Солнечная аллея» Леандера Хаусманна, для съёмок которой был специально выстроен городской район вместе с частью Берлинской стены, не говоря уже о суперхите «Гудбай, Ленин!», прошедшем с неожиданным триумфом в кинопрокате Европы и Америки) свидетельствуют, что в Германии могли бы вернуть прежнюю мировую славу «УФА».

А может ли, наконец, и «Мосфильм», куда в разгар «кооперативного кино» на рубеже 80-90-х годов устремились в погоне за дешевизной только независимые и авантюрные по складу своего характера заокеанские кинематографисты (вроде Менахема Голана и Роджера Кормена), привлечь съёмочными павильонами и открытыми площадками крупнейших голливудских создателей кино?! И нужно ли это нам на самом деле - повторять в отечественном кинопроизводстве тот же путь развития, что и в российском кинопрокате, более чем на десятилетие фактически отданном на откуп американским фильмам и лишь сейчас постепенно начинающем возвращать утерянные позиции в продвижении собственной продукции.

Если и есть некая польза в сегодняшнем «Голливуде на Влтаве», который завтра или послезавтра грозится обойти строящаяся студия Шандора Корды в Будапеште, то не обернётся ли вероятная ориентация «Мосфильма» на более широкое предоставление услуг заокеанским творцам, вполне готовым внедриться на бывшую Потылиху, новой долговременной зависимостью от голливудского кино?! Проще говоря - пускать ли козла в огород, когда надеешься что-то там вырастить…