Евстигнеев Евгений Александрович

p> (9.10.1926, Нижний Новгород - 5.03.1926, Лондон), российский актер. Народный артист (1983). В 1943-47 годы работал слесарем на заводе «Красная Этна» в Горьком. В 1951 году окончил Горьковское театральное училище и до 1954 года был актером Владимирского областного драматического театра. В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ, затем стал актером этого театра. В 1957-70 годы выступал на сцене «Современника», специализируясь прежде всего на ролях с отрицательным обаянием, острой характерностью, подчас с сатирической направленностью. Сыграл Чернова в «Вечно живых», Короля в «Голом короле», Куропеева и Муравеева в «Назначении». В то же время Евстигнеев был склонен расширять рамки своего амплуа, исполнив роли Чернышева в «Декабристах», Александра II в «Народовольцах», Сатина в «На дне». Перейдя в 1970 году вслед за руководителем театра О.Н.Ефремовым во МХАТ (с 1989 - МХАТ имени А.П.Чехова), актер участвовал как в злободневных спектаклях о современности («Сталевары», Государственная премия СССР, 1974), так и в ряде инсценировок классики, например, в постановках чеховских пьес. Последней ролью смертельно больного Евстигнеева в театре знаменательно стал старик Фирс из «Вишневого сада».

Сниматься в кино Евстигнеев начал еще в 1957 году («Поединок»), преимущественно в небольших ролях, сразу же запомнившись не только из-за своей характерной внешности немножко странного человека, рано начавшего лысеть, но и по какой-то «текучей, неуловимой сущности», содержащейся внутри каждого героя, которого можно было понимать и трактовать двояко. Яркий эскиз подобного ясно-загадочного характера был сделан Евстигнеевым в фильме «Девять дней одного года» (1962) и с блеском реализован уже в главной роли большого начальника Алексина в явно недооцененной картине «Никогда»(1963). В его персонаже первоначально виделся «сухарь», чинуша, скучный человек, зацикленный на своей ответственной работе, потом вдруг поразивший всех подчиненных внешне эксцентричным поведением в момент торжественного застолья, а в финале (при абсолютном минимуме использованных выразительных средств) заставив зрителей догадываться о его тщательно скрываемой внутренней драме.

Именно от этого двойственного экранного образа Евстигнеева, кстати, сыгранного параллельно с заглавным героем шварцевского «Голого короля», ведут свое начало два типа последующих характеров в исполнении актера. Всевозможные чиновники, служащие и прочие работники умственного труда, желающие выглядеть и поступать добропорядочно, оказываются с некой червоточинкой в душе или вообще раздираемы человеческими пороками, хотя это не исключает даже некоторой симпатии по отношению к ним. Таковы Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964), режиссер драмколлектива («Берегись автомобиля») и Миша («Крылья») - 1966, Огородников («Старшая сестра», 1967), Калачев («Зигзаг удачи») и Корейко («Золотой теленок») - 1968. Евстигнеевские образы становятся более заостренными, язвительно развенчиваемыми, порой доведенными до фарсово-абсурдного воплощения и приобретающими зловещий оттенок в фильмах «Гиперболоид инженера Гарина» (роль Гарина, 1966), «Скверный анекдот» (генерал Пралинский, 1966, выпуск на экран - 1988), «Бег» (Корзухин, 1971). Но одновременно актер стремится очеловечить некоторых своих якобы мрачных, колючих, неуживчивых героев, внести элементы лиризма и трогательности, показать их добродушными и подчас наивными, чуточку нелепыми. Среди подобных ролей: капитан Иван Терентьевич («Верность», 1965), Воробьев («Старики-разбойники», 1972), профессор Плейшнер (телесериал «Семнадцать мгновений весны», 1973), Горяев («Повесть о неизвестном актере») и сторож интерната («Подранки») - 1977, Иван Адамыч («Старый Новый год», т/ф, 1980), Василий Васильевич («Еще люблю, еще надеюсь...) и Степан Степанович («И жизнь, и слезы, и любовь») - 1984, Беглов («Зимний вечер в Гаграх», 1986), профессор Преображенский («Собачье сердце», 1988, т/ф).

Последний из упомянутых персонажей, сыгранный с редкостным чувством внутреннего достоинства и такта, а еще с верным ощущением стиля давно минувшей эпохи, свидетельствует, что Евстигнеев, будучи актером несомненно современного облика, также предпочитал исторические роли, в том числе с портретным гримом. Он играл первых русских промышленников в фильмах «Приваловские миллионы» (1973) и «Демидовы» (1983), Бестужева в телевизионной трилогии о гардемаринах («Гардемарины, вперед!», 1987; «Виват, гардемарины!», 1991; «Гардемарины III», 1992), Ивана Грозного («Ермак», вышел в 1998 году), а кроме того, А.В.Луначарского («Полтора часа в кабинете Ленина», т/ф, 1968, выпуск - 1987) и М.И.Калинина («Пиры Валтараса», 1990). Всего Евстигнеев снялся более чем в ста лентах в кино и на телевидении, благодаря этому став одним из самых любимых актеров отечественных зрителей.