Москва поверила «слезам» Меньшова

Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 года. В детстве он много ездил вместе с семьей по стране, детские годы провел в Баку, в школу пошел в Архангельске, закончил в Астрахани. Во время учебы он заинтересовался актерским мастерством и после того как закончил школу с серебряной медалью решил попробовать поступить в Институт кинематографии. Пробовал он несколько раз, все безуспешно. И все-таки в 1961 году настойчивый абитуриент поступил в легендарную актерскую школу-студию МХАТ. Это были золотые годы знаменитой студии. Педагоги были блестящие, репетиции шли с утра до вечера. На провинциального парня обрушилось сразу все: МХАТ, легендарные актеры, вместе с которыми Меньшов выходил на сцену, пусть в массовках, молодой «Современник», молодая «Таганка», зарубежные гастроли, художественные выставки, концерты в Консерватории, личные знакомства с людьми, о которых только читал в книгах и журналах. Но интерес к актерской стезе стал быстро пропадать у Меньшова, он почувствовал, что режиссура – вот его настоящее призвание.

Показав свои сценарные наброски Михаилу Рому, Меньшов так тому понравился, что знаменитый режиссер взял его сразу на второй курс режиссерского факультета ВГИКа, специально создав для Владимира Меньшова аспирантуру по «режиссуре художественного фильма». Первые кинематографические опыты Меньшова в основном были посвящены документальному жанру и не пользовались широким успехом. Зато у него неожиданно заладилась актерская карьера. Снявшись в фильме Алексея Сахарова «Человек на своем месте», Меньшов получил приз за лучшее исполнение мужской роли на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. После этого предложения сниматься на него посыпались как из рога изобилия. Одна за другой последовали картины «Соленый пес», «Последняя встреча», «Собственное мнение». За 37 лет работы в кино Меньшов сыграл 40 ролей, пожалуй, самая запоминающаяся и любимая зрителями – роль великовозрастного холостяка Паши в комедии «Где находится Нофелет?».

В 1976 году Владимир Меньшов ставит свой первый полнометражный фильм «Розыгрыш». Картина оказалась настолько удачной, что к концу 1977 года по результатам проката ее посмотрело рекордное количество зрителей, а создатели фильмы были удостоены Государственной премии РСФСР.

В 1978 году выходит второй фильм Владимира Меньшова – «Москва слезам не верит». Успех этой картины оказался намного громче «Розыгрыша». Историю о фабричной девушке, ставшей директором предприятия и нашедшей свою любовь, только за первый год проката посмотрели 90 миллионов зрителей. Затем фильм купили более ста стран, он завоевал целую кучу призов на международных кинофестивалях, а в 1981 году Американская академия киноискусства назвала его лучшим иностранным фильмом года и присудила его создателям «Оскар». Словом, не только Москва, но и вся Россия, весь мир поверили «слезам» Меньшова. Третий фильм Меньшова «Любовь и голуби» — незамысловатая история любви, измены, раскаяния и прощения — был снят во время антиалкогольной кампании, и подвергся резкому осуждению чиновников. Фильм был перемонтирован без Меньшова, а потом и вовсе отложен на полку. Однако спустя некоторое время, когда шум вокруг кампании поутих, фильм все-таки выпустили в прокат. И он в один миг стал национальным хитом. На фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила Главный приз — «Золотую ладью».

После этого Владимир Меньшов снял еще два фильма – фарс про приключения близнецов «Шырли-Мырли» в 1995 году и лирическую трагедию «Зависть богов» в 2000-м, но они уже не смогли повторить феноменальный успех предыдущих картин режиссера.

В настоящее время Владимир Меньшов является режиссером-постановщиком на киностудии «Мосфильм». Он обладатель звания Народного артиста России (1991), член Союза кинематографистов России. В 1999 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Справка КМ:

19 апреля 2007 года Владимир Меньшов на церемонии вручении наград «MTV-2007» отказался вручить приз фильму «Сволочи», бросил конверт с результатами голосования и сказал: «Я надеялся, что пронесёт — не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду».