Как не любить тебя, Париж

Как не любить тебя, Париж

В 1965 году на экраны вышел фильм "Париж глазами шести", который был составлен из – соответственно – шести короткометражек французских режиссеров (в том числе Годара, Ромера и Шаброля). Действие каждой 15-минутной новеллы разворачивалось в одном из парижских районов, а в сумме они были призваны составить нечто вроде мозаичного портрета французской столицы.

40 лет спустя группа продюсеров решилась изменить и дополнить кинопутеводитель по "городу-мечте". В соответствии с духом времени концепцию подкорректировали: продолжительность мини-фильмов сократили в три раза, а вот их общее количество наоборот увеличилось втрое. (Вообще-то короткометражек должно было быть 20 – по числу парижских районов – но две ленты по каким-то причинам не устроили создателей сборника). Да и к созданию картин, помимо французов, привлекли целую плеяду режиссеров и актеров с мировым именем.

"Париж, я люблю тебя" отнюдь не сводится к обстоятельной экскурсии по 18 "аррондисманам". Вернее будет сказать, что это фильм-путешествие по эмоциям и переживаниям парижан и "гостей столицы". И какое это путешествие!

Вот склонный к киномедитации Гас Ван Сэнт проникает в мир изысканного Марэ – квартала богемных мастерских, гей-клубов и еврейских ресторанчиков. Вот автор блестящей анимации "Трио из Бельвилля" Сильвен Шоме рассказывает уморительную историю о семье мимов, не придавая особого значения тому, что его эпизод носит название "Эйфелева башня". Вот специалист по зловещим ужастикам Уэс Крэйвен "ничуть не страшно" материализует Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез…

Дальше больше: Оливье Ассайас в который раз гипнотизирует аудиторию этаким парижским гиперреализмом, канадец Винченцо Натали срывает аплодисменты публики саркастическим вампирским хоррором, южноафриканец Оливер Шмиц доводит до слез и не склонных к сентиментальности киноманов рассказом о трагических совпадениях. Кристофер Дойл делает заявку на то, чтобы фигурировать в истории кино не только как "оператор Вонг Кар Вая", но и как "мастер психоделической зарисовки". К слову, в новелле Дойла сыграл Барбет Шредер, снявшийся в свое время и в "Париже глазами шести".

Ожидаемо хороши работы Альфонсо Куарона, Александра Пейна (это он материализовался в Оскара Уайльда у Крэйвена), братьев Коэнов. Не остались в стороне от саги о любвеобильной столице и символы трех поколений французских актрис: Фанни Ардан, Жюльетт Бинош и Людивин Санье. Вездесущий же Жерар Депардье, похоже, сыграл метрдотеля собственного ресторана.

Изобретательнее всех оказался Том Тыквер, который в своей короткометражке смог уместить куда больше мгновений, чем обычно можно уловить в пяти минутах. Немецкий режиссер развил основную идею своего клипового шедевра "Беги, Лола, беги!", реабилитировавшись тем самым за претенциозного "Парфюмера". Пожалуй, именно этот фильм с великолепной Натали Портман в главной роли стал эмоциональным ядром всего проекта, наиболее точно передал витальность и трогательность чувств двоих, нашедших друг друга в Париже.

Таким образом, беспроигрышная по определению затея снять два десятка фильмов о городе, заочно любимом всей планетой, обернулась триумфом вдумчивой кинематографии. Полторы дюжины новелл, из которых состоит "Париж, я тебя люблю", могут дать зрителю больше, чем орда "блокбастеров" вроде "Следопыта" и "Крови и шоколада". Помешать этому может разве что ажиотаж на сеансы в "Доме кино", поэтому о приобретении билетов на фильм стоит позаботиться заранее

Виктор Поздняков, Telegraf.by