Ленивая жизнь у экрана: Патриотический туман

Будучи женщиной мещанского склада, с воображением как у носорога, не смогла придумать для поста названия пооригинальней. Разумеется, это будет отзыв на "Туман" Ивана Шурховецкого (Россия, 2010), показанный сегодня в 19:00 по первому каналу.

Прошли бездуховные дурачки сквозь толщу времён, в очистительный туман памяти народной, приняли смертельный бой с фашистскими гадами и вынырнули из тумана в новую жизнь образцовыми советскими российскими гражданами. Ровно как в "Мы из будущего", только там заместо тумана - живая вода памяти народной.

Я уже как-то изливала желчь на "Мы из будущего". Собственно, все те же самые претензии можно адресовать "Туману" почти слово в слово.
За тем исключением, что сценаристы не стали прямо сопоставлять юношей 1940-х годов с юношами 2000-х.

Тут я, вполне возможно, ошибаюсь, ибо примерно на середине фильма, - вскоре после гибели чуда русской красоты и невинности тинейджерки Анастасии, неторопливо проводившей время на сеновале с первой встречной блудливой рожей, - телевизор мой отказался воспроизводить трансляции первого канала, а заодно и всех иных центральных. И я так и не узнала, каким путём фашистские гады завладели секретной русской технологией - калашом без патронов, и каким путём взвод 2000-х оказался в фашистском мини-лагере для военнопленных.

Мой самсунг включился в будни телеэфира только минут за сколько-то до финала "Тумана", прямо на сцене изничтожения вторым чудом русской красоты и невинности (Катя) подлого фашистского гада посредством им же подаренных фильдеперсовых чулок. Ни разу не пыталась душить мужчину колготками, поэтому не стану судить о действенности данной акции. Ну, задушила и задушила, сидит рядом с трупом, страдает... загадочное женское сердце и прочие бла-бла-бла... почему бы и нет.

А ещё две юные представительницы русской красоты и невинности (номер Три и Четыре, чтоб вы не путали) в это время чуть не расстались с женской честью в наспех организованном для младшего офицерского состава публичном доме. К моему немалому удивлению, молодые немчики (должно быть все как один подслеповатые, либо ужравшиеся шнапсу, либо - а чего им стесняться-то? - из клуба пылких геронтофилов) уделяли намного более горячее внимание двум-трём игриво хихикающим гетерам в возрасте за 55 или даже за 65... Юная красавица номер Три метнула на стол гранату, чем пресекла немцам всю коммерцию со старушками!

Пока я пыталась отдышаться от ужаса (образ пенсионерок-куртизанок ещё не скоро изгладится из моей потрясённой памяти), военнопленные кинулись сразу во все стороны, сея хаос и бардак. Кто-то с кем-то дрался на кулачках, но манера съёмки и монтажа решительно противилась копанию в деталях.
Чисто теоретически, наши могли немчуру массой задавить. С другой стороны, немцы на твёрдом пайке, а наши, слава гримёрам, последние полгода питались преимущественно портянками.

Битва Тела и Духа кипела во весь экран, и всё же мелькание гимнастёрок само по себе никаких эмоций не рождало. Подумалось, обычно в массовых драках саму драку снимают общим планом, а на переднем плане снизу выныривает чья-нибудь физиономия, и по её мимике можно догадаться, каков предположительный исход событий. Однако режиссёр Иван Шурховецкий отдал предпочтение динамичному монтажу общих планов, чтоб зануды вроде меня лишний раз не зазнавались. Плюнула на такой экшен и ушла ставить чайник.

Только тормознутую красавицу номер два (Катю) нашим и удалось спасти от Змея Горыныча из волосатых фашистских лап. Но стоило Кате в расстройстве чувств убрести в лес погулять, как её стрельнул юный лопоухий фриц, приставленный к телеге с хозтоварами. Не, молодец парень! Лично я одобрила. Симпатичный мальчик, а ветер в голове не гуляет. Другой дурак бы хвост распустил, то-сё, как зовут фройляйн, а не скушно ли ей одной посреди леса организм выгуливать, и т.п. А этот дурак проявил бдительность, принял меры и уменьшил силы врага на одну боевую единицу... и правильно сделал, вдруг у неё чулки в кармане...

Я приободрилась. Из "Тумана" проклюнулось рациональное зерно. И вообще, это был самый яркий момент из тех фрагментов "Тумана", какие я видела. Кто бы ни играл роль лопоухого стрелка-извозчика, парень молодец. Единственный, кто реально справился с эпизодом и вообще играл лицом. Остальных мальчиков я, по своей привычке, одного от другого не отличала, только на крупных планах.

Да, стало жалко Катю, хоть я и не успела к ней привыкнуть. И всё же главное - отнять калаш, спасти технологию от алчного взора фашистских инженеров! А то вдруг немцы с калашом реально войну выиграют...
Вот тут я чуть было по-новой не зависла. Ещё накрашенные старушки пред очами стоят, а парни уже войну опасаются немцам за счёт прогрессивного автомата Калашникова сдать... Это как же получается - у кого автоматы лучше, те и побеждают? А, как его, забытое слово, ну, героизм... побоку, что ли? И вообще наше лучшее секретное оружие - дубина народного гнева. Мне ли не знать, я в 1990 году за дубину четвёрку получила на вступительных экзаменах в высшее учебное заведение.

Команда "Тумана" из логического тупика вывернулась не без изящества. Дескать, не из-за калаша мы тут по одному гибнем, - сделал вывод главный лузер из 2000-х, и принялся героически погибать за родину. Типа, догадайтесь сами, уважаемые телезрители, зачем мы вам морочили голову и почему в финальной сцене весь взвод жив-живёхонек, словно пробежались пацаны по компьютерной стрелялке.

А я принялась смотреть на канале "Звезда" фильм "Батальоны просят огня", и пришла в ещё большее расстройство. Выяснилось, что это совсем не тот фильм, который я нежно любила в отроческие годы. А любила я фильм с Ерёменко-младшим (наверное, "Горячий снег"?), а никакие не "Батальоны" со Збруевым, и вообще первый раз их сегодня увидела, никакого удовольствия, и Збруев в гимнастёрке мне не мил.
Словом, позор, полный позор, нифига в военном кино не разбираюсь, а всё туда же - критиковать...:(