Спасение комдива Котова

«Утомленные солнцем-2»: На российские экраны вышло продолжение знаменитого фильма Никиты Михалкова.

22 июня 1941 года бывший комдив Котов (Никита Михалков) проснулся на нарах от кошмара большего, чем его невыносимое зековское существование. Снилось ему, что он надругался над вождем мирового пролетариата, товарищем Сталиным, впечатав его рябое лицо в кремовый торт с его же шоколадным изображением. Такое к добру не приснится. И точно: наутро Гитлер пошел войной, а Котову сменили политическую статью на уголовную. Так, чудесным образом избежав расстрела, стал Котов почти свободным человеком. Правда, в ситуации смертоносной неразберихи первых, отнюдь не победоносных дней Великой Отечественной.

Панорама горестных событий 1941 года увидена глазами Котова и его дочери Нади (Надежда Михалкова) и наложена на мелодраматический сюжет «дочь ищет отца». Но не только дочь-пионерка находится в отчаянных поисках Котова. Его заклятый антагонист, Митя Арсентьев (Олег Меньшиков), дослужившийся до звания полковника НКГБ, тоже разыскивает его как по личному указанию товарища Сталина, так и по собственной инициативе – вероятно, чтобы «по капельке, по глоточку» насладиться своею над ним победой. Ведь он и жену Марусю у него увел (даром, что Маруся уже не та: на место Ингеборги Дапкунайте заступила Виктория Толстоганова), и дочь Надю сдал в пионерлагерь имени Павлика Морозова.

В 1943 году Митя идет по следам Котова, и этот служебный сюжет собирает на живую нитку мозаичную структуру фильма, распадающегося на несколько огромных самодостаточных кусков – на барже, в окопах под Москвой и т.д. Рыхлость драматургической формы, между прочим, является отличительной чертой Большого стиля, ревнителем которого выступает Михалков. Не всякого, конечно, а периода его полураспада. В своих поздних картинах Висконти, Феллини и прочие авторы (я не сравниваю их фильмы с творчеством МНС) решительно не боялись длиннот и часто даже не трудились соединять разрозненные куски. Впрочем, они никогда не снимали патриотический экшн.Режиссерской манере Михалкова экшн тоже противопоказан: где безжалостные ритмы современных военных блокбастеров и где демонстративно неспешный ритм его фильмов. Ни к чему боевику и подчеркнутое внимание к деталям, и склонность многое оставлять воображению зрителя, и подробная прорисовка среды и персонажей фона (в «УС-2» на двухминутные роли приглашены едва ли не все имеющиеся в наличии народные артисты и представители талантливой молодежи – от Петренко и Гафта до Дюжева и Мерзликина). Все это лишь тормозит сюжет, о котором забывает за обилием подробностей и режиссер, и зритель. Удивительно, но Михалков-режиссер то и дело забывает о Михалкове-актере. Комдив Котов появляется в считанном количестве эпизодов, что невозможно в боевике, герой которого тащит на себе действие и потому обязан присутствовать почти в каждой сцене. Отсутствием главного героя «УС-2» напоминают «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино, также разваливаюшихся на череду самоигральных сцен.

 

Высмеять «УС-2» проще простого. Чем и займутся в ближайшее время толпы блоггеров, уже наперебой упражняющиеся в остроумии и желании поставить режиссеру на вид многочисленные исторические неточности и логические нестыковки (которых с избытком в любом «зрелищном» фильме). Меньшей популярностью будут пользоваться попытки судить это несовершенное произведение по законам, которое оно само над собой признает. Как просил о том А. С. Пушкин.

Как и положено произведению Большого стиля, «УС-2» - зрелище глубоко условной, «оперной» природы, слегка замаскированное «гиперреалистическими» спецэффектами в виде взрывов, оторванных ног и вывалившихся кишок, без которых немыслимо сегодняшнее «высокотехнологичное» военное кино. А оперный размах традиционно пренебрегает нюансами. Никто не станет сокрушаться о том, что Царскую невесту на сцене изображает 45—летняя тетя с тройным подбородком. Проще надо относиться и к тому, что «целку-пионерку» (так в фильме) изображает взрослая и дебелая дочь режиссера. Вы смотрите кино, - во всеуслышание заявляет Михалков в первой же сцене с участием И.В. Сталина (Максим Суханов изображает его чистым вурдалаком из фильмов ужасов). А во второй сцене МНС в роли Котова продемонстрирует зрителю стальную перчатку с выскакивающими когтями-бритвами, то ли как у Фредди Крюгера, то ли как у Росомахи из «Людей Х». Штрафники перчаток с когтями не носили, а лагеря располагались на Колыме, а не в Белоруссии, - уже объяснили пожизненно обиженные Михалковым критики. А гладиаторы в древнем Риме не говорили по-английски, как в фильме Ридли Скотта. И что с того? Почему Тарантино может сочинить свою версию войны, а Михалков нет? Вам и не говорят, что это документальное кино о великой войне. Вам сказали, что оно всего лишь великое. Великое по оперным страстям и масштабам, а также по объемам переработанного материала. Не столько исторического, сколько кинематографического.

 



Я не увидел в картине ни одного кадра, которого бы не видел раньше. В «Унесенных ветром», в «Спасении рядового Райана», в «Титанике», в «Кошмаре на улице Вязов», в «Сибирском цирюльнике», в полузабытой киноэпопее Евгения Матвеева «Судьба» и многих других произведениях. Никита Михалков вершит свой «большой стиль» при помощи новейших компьютерных технологий, упиваясь возможностью стилизовать каждый эпизод под то или иное свершение мирового кино и символически одерживая над ними победу. Этот «большой стиль» вполне можно назвать советским, с той лишь поправкой, что коммунистическая идеология заменена в нем на православную. И если в брежневские времена наибольшую изжогу у части аудитории военных киноэпопей вызывали места, в которых воспевалась руководящая и направляющая роль ВКП(б), то наиболее сильное раздражение некоторых зрителей «УС-2» гарантировано эпизодам, живописующим спасительное божественное вмешательство в судьбы любимых героев Никиты Михалкова.