Французский режиссер показал Сталина глазами гипнотизерши

Во Франции в широкий прокат вышел фильм «Обыкновенная казнь», в котором режиссер и писатель Марк Дюген представляет свою трактовку последних дней Иосифа Сталина.

На французские экраны на этой неделе вышел дебютный фильм Марка Дюгена «Обыкновенная казнь» — писателя, известного по одноименной книге 2007 года. Его книга состояла из двух частей: первая, небольшая, рассказывала о закате власти Иосифа Сталина; вторая, составляющая большую часть работы,— о катастрофе подлодки «Курск» и Владимире Путине.

После публикации «Обыкновенной казни» Дюгена, пристально изучавшего личность тогдашнего российского президента, даже попросили изложить в одной из французской газет свое мнение о Путине. Что он и сделал, высказав очень жесткую точку зрения.

Однако для экранизации «Обыкновенной казни» Дюген выбрал только первую часть книги. Как он объяснил в интервью, ему просто не хотелось сокращать свое произведение для фильма, поэтому он решил оставить рассказ про Путина и «Курск» на бумаге.

Сталин изнутри

В картине речь идет о последних шести месяцах жизни главы компартии СССР и «вождя» советского народа Иосифа Сталина. Сталин умер 5 марта 1953 года, то есть события разворачиваются в конце 1952-начале 1953 гг. Сюжет строится на взаимоотношениях тирана с молодой женщиной-доктором, которая находится в его резиденции фактически в неволе.

Сталин, испытывающий сильные боли, остался без медицинской помощи после печально известного «дела врачей». Чтобы ухаживать за ним, в Кремль привозят Анну, уролога, владеющую техникой гипноза. Постоянно находясь рядом со Сталиным, она вынужденна выслушивать его, а он, как пишет обозреватель Reuters, «дружелюбно, но с постоянным намеком на опасность» излагает ей свою философию террора.

У Анны есть муж, с которым они давно и безуспешно пытаются завести ребенка. Во время задушевных бесед с ней самый могущественный человек в СССР намекает, что ей стоит развестись со своим мужем. В конце концов, ее супруга арестовывают, и он оказывается на Лубянке. Так, теряя власть над страной и своими приближенными, Сталин в фильме Дюгена оттачивает свои методы на помогающей ему запуганной женщине.

«Это вымышленный персонаж, который позволил мне показать Сталина изнутри и подступиться к тому, что меня больше всего интересует в правителях,— их психопатологии»,— говорит Марк Дюген об Анне в интервью французскому изданию Le Nouvel Observateur.

Драма за закрытыми дверями

Хотя натурные съемки проводились в Москве, а в начале фильма звучит советский гимн, режиссер не ставил себе целью точно воссоздать картину советского прошлого. Для него важна общая атмосфера полицейского государства, и она возникает, помимо всего прочего, благодаря серо-коричневой гамме «картинки». Ключевым же для Дюгена является диалог между Сталиным и Анной, напряженный и опасный, проходящий за закрытыми дверями.

Советского тирана сыграл актер Андре Дюссолье, который поначалу очень удивился, что Дюген зовет его на эту роль. Он действительно совсем не похож на Сталина, но гримеры и несколько лишних килограммов, а также актерское мастерство исправили это. По мнению кинокритиков, Дюссолье очень удался образ советского «вождя».

Дюген убежден, что Сталин обладал «умом и культурой намного выше среднего уровня», но «не мог отличить добро от зла». Французский писатель винит в этом тяжелое детство Иосифа Джугашвили, будущего Сталина. «Он провозгласил себя красным царем в идеологической системе, которую он воспринимал через призму Ивана Грозного»,— говорит Дюген в интервью.

Его интерес к Сталину — не сугубо исторический, это попытка проанализировать сегодняшние процессы. «На сталинизме лежит ответственность за отсутствие альтернативы системе, в которой мы сегодня живем»,— утверждает Дюген, называя эту систему «диким капитализмом».