Неторопливые зомби идут на смену голливудским вампирам

Как известно, сага "Сумерки", посвященная вампирам, подходит к своему логическому, если к данному произведению такое слово вообще применимо, завершению - первая часть заключительного фильма выйдет на экраны в ноябре 2011 года. Отчасти благодаря именно этому творению вампиры были самыми обожаемыми монстрами на телевидении ("Дневники вампира", "Настоящая кровь") и в кино ("Воины света", "Впусти меня. Сага").

Однако время вампиров постепенно уходит, и Голливуду требуются новые кандидаты на роль самого популярного монстра. Казалось бы, учитывая, что второй по раскрученности герой "Сумерек" - оборотень, можно предположить, что именно эти создания будут претендовать на звание самого популярного монстра ближайших 10 лет. Однако, похоже, у сценаристов и продюсеров совершенно иное мнение, и следующим истинно народным героем станет зомби.

Канон: от истоков до нашего времени

Во второй половине XX века американский этноботаник Уэйд Дэвис исследовал с научной точки зрения возможные причины появления такого понятия, как зомби, и пришел к выводу, что шаманы действительно могли зомбировать людей. Для этого они вводили жертве специальные препараты, которые вызывали похожее на смерть состояние и психическое расстройство после пробуждения. Дэвис утверждал, что психологическая травма от пробуждения в могиле, вкупе с социальными установками (в частности, верой в существование зомби), заставляли людей ассоциировать себя с живыми мертвецами. Правда, выводы Дэвиса неоднократно критиковались другими специалистами.

Считается, что своими корнями термин "зомби" уходит в традиции гаитянского вуду. Этим словом обычно называли человека (живого или восставшего из мертвых), который находился под полным контролем бокора (колдуна). Считалось, что могучие колдуны могли призывать себе на помощь целые армии мертвых и использовать их для своих нужд, например, для работы на плантациях.

Первые упоминания у зомби в западной культуре появились в конце 20-х годов прошлого века, вызвав к теме значительный по тем временам интерес. Результатом этого интереса стал фильм "Белый зомби", появившийся в 1932 году. Действительно всемирная слава пришла к скромным живым мертвецам с выходом на экраны "Ночи живых мертвецов" Джона Ромеро в 1968 году. Именно эта картина установила канонические правила поведения живых мертвецов, став основоположником целого поджанра фильмов ужасов, посвященных зомби.

Зомби у Ромеро предстали лишенными разума созданиями, движимыми лишь жаждой человеческой плоти. Медленные и отвратительные на вид, они сбивались в своего рода стаи, чтобы охотиться на выживших людей. При этом наибольшую опасность представляет укус живого мертвеца - в этом случае жертва сначала испытывает озноб, умирает, а спустя некоторое время оживает, чтобы присоединиться к толпам нежити. Зомби спокойно могут существовать без многих частей тела - убить живого мертвеца можно только выстрелом в голову.

В течение следующих десятилетий канон оставался непоколебим - от фильма к фильму менялись лишь незначительные детали. Например, в картине "Обитель зла" живые мертвецы оказались продукцией генной инженерии корпорации "Амбрелла", которая изобрела специальный вирус, призванный поднимать уже мертвых солдат в атаку на поле боя. В оригинале Ромеро, напомним, мертвецы стали оживать из-за принесенной зондом, побывавшим на Венере, "особой радиации" - объяснение столь же псевдонаучное и столь же малозначительное для развития сюжета, как и история "Амбреллы".

Серьезной попыткой переосмыслить наследие Ромеро стали "28 часов спустя" Дэнни Бойла. В этом фильме зомби представали быстрыми и ловкими созданиями, обладающими зачатками разума. Аналогичным образом в сериале "Ходячие мертвецы", вышедшем на экраны в 2010 году, восставшие из мертвых представали хоть и медленными, но опасными хищниками, способными слышать и чувствовать запах живых людей. При этом, когда еды рядом не было, они могли впадать в ступор, напоминая собой самые обычные трупы.

Наше время

В последние годы количество, а главное качество (читай, суммы бюджетов) проектов, так или иначе связанных с зомби-тематикой, выросло в несколько раз (Дэвид Финчер, например, даже снимает мультфильм "Головорез", посвященный этой тематике). Мы, однако, вспомним всего о трех из них.

Первый - это уже упоминавшийся сериал канала AMC "Ходячие мертвецы". Канал AMC известен в первую очередь своими оригинальными телепроектами - именно здесь идут "Безумцы" и "Во все тяжкие", которые последние три года берут "Эмми" в категориях лучший драматический сериал и лучший актер драматического сериала. По сюжету, действие разворачивается в мире, в котором только отбушевала разрушительная и беспощадная эпидемия зомби-вируса. Выжившие пытаются найти себе место, свободное от этих самых мертвецов.

Главное достоинство (или недостаток, если смотреть с точки зрения фаната Милы Йовович из "Обители зла") этой картины в том, что сами зомби и вызванный им апокалипсис предстают не более чем фоном. В центре сюжета не стрельба, а скорбь героев по умершим друзьям и товарищам, расовые разногласия внутри группы, сложные отношения между полами, любовь, наконец - все эти проблемы являются вечными, в отличие от цивилизации и человечества. Это, впрочем, и не ново - оригинальный фильм Ромеро никогда бы не стал культовым, не обратись автор к социальным и политическим темам, помимо собственно темы выживания среди оживших мертвецов.

Другим проектом, который использует зомби, так сказать, не по назначению - это экранизации романа "Гордость и предубеждение и зомби" Сэта Грэма-Смита. В этой книге, которая является фантазией на тему оригинального произведения Джейн Остин, события разворачиваются в альтернативной английской действительности XIX века, где многие районы страны поражены зомби-вирусом. При этом английская аристократия стесняется употреблять термин "зомби" и вообще говорить об этой проблеме. По словам самого Грэма-Смита, наличие живых мертвецов добавляет роману абсурдности, увеличивая количество табу, с которыми главной героине Элизабет Беннет приходится иметь дело.

Кстати, сейчас дела у "Гордости" не так хороши, как в те времена, когда книга была в списке бестселлеров - у проекта все еще нет режиссера. Одно время сообщалось, что фильм может снять Дэвид Рассел, номинированный в этом году на "Оскар" в категории "Лучший режиссер" за фильм "Боец".

Наконец, третьим проектом является недавно объявленная экранизация комикса "Зомби против роботов". Действие картины, как и в случае с "Ходячими мертвецами", разворачивается после зомби-апокалипсиса. В центре сюжета - последняя выжившая на планете девушка, которую охраняет от мертвецов группа роботов. Ни о каких деталях сюжета пока ничего не известно, поэтому главным достоинством проекта пока является тот факт, что продюсирует его не кто иной как режиссер "Трансформеров" Майкл Бэй. Если уж Бэй добрался до зомби, то, стало быть, на эту тему стоит ждать блокбастеров.

Вместо заключения

На первый взгляд, конечно, зомби сильно проигрывают тем же вампирам. Кровососы мало того что бессмертны, так еще и обязательно очень красивы, а теперь еще и не боятся света (спасибо "Сумеркам"). Зомби, напротив, - мерзкие твари, лишенные трагической сексуальности кровососов или животной страсти оборотней. К тому же они медленные и едят людей. Максимум, на что способно такое создание - изредка поиграть за компанию в приставку ("Зомби по имени Шон").

Вместе с тем живые мертвецы оказываются прекрасным материалом для разного рода аллюзий. Так, в мультсериале "Гадкие американцы" зомби метафорически олицетворяют гомосексуалистов, которых все притесняют, а в южных штатах "до сих пор расстреливают в голову". Так что сценаристам будет над чем поработать.

А что касается зрителей, то что может быть ближе современному интернет-поколению, чем беспощадная толпа лишенных разума созданий? В этом смысле зомби гораздо ближе к народу, чем аристократичные вампиры.