В США объявлены победители фестиваля Сандэнс

29 января в городе Парк-Сити в штате Юта были объявлены победители очередного фестиваля независимого кино "Сандэнс". Независимость подразумевает, что фильмы - участники мероприятия снимаются без поддержки голливудских студий и в условиях ограниченного бюджета. Имена режиссеров этих картин пока что на слуху далеко не у всех. Тем не менее, выясняется, что независимые кинематографисты интересуются теми же темами, что и их коллеги, сотрудничающие с крупными киностудиями. На последнем "Сандэнсе" главные призы получили фильмы о любви и смерти.

Формально "Сандэнс" 2011 года считается 27-м, но на самом деле фестиваль в этом году отмечает сразу несколько круглых дат. Во-первых, прототип этого мероприятия был придуман еще в конце 70-х годов. Однако оригинальный фестиваль проводился в Солт-Лейк-Сити, и не зимой, а в сентябре. В 1981 году (то есть ровно 30 лет назад) мероприятие переехало в Парк-Сити и сдвинулось на январь.

В 1985 году за организацию мероприятия взялся так называемый Институт Сандэнса, некоммерческая организация, основанная актером, режиссером и продюсером Робертом Редфордом. Тогда же начался отсчет, и именно поэтому в 2011 году проводится 27-й, а не 30-й с лишним фестиваль. 20 лет назад, в 1991 году, мероприятию было присвоено название, сохраняющееся до сих пор. Между прочим, Сандэнс - это часть прозвища персонажа самого Редфорда из вестерна 1969 года "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид".

Смена названия и сроков проведения - не самые серьезные трансформации, случившиеся с фестивалем за прошедшие десятилетия. Изначально предполагалось, что фильмы-участники станут противовесом продукции Голливуда, и только ей. Другими словами, мероприятие было ориентировано только на американский кинематограф. Однако сегодня в рамках фестиваля существует программа "Мировое кино" (World Cinema), участниками которой становятся фильмы, произведенные в других странах. В частности, в списке победителей 27-го "Сандэнса" есть картины, над которыми работали Великобритания, Швеция, Нидерланды, Колумбия и Руанда.

Кроме того, "Сандэнс" в каком-то смысле приблизился к мэйнстриму. Режиссеры, когда-то бывшие фестивальными звездами, сейчас вовсю сотрудничают со студиями-мейджорами. К Квентину Тарантино слава пришла после того, как его фильм "Бешеные псы" был показан на "Сандэнсе" в 1992 году. В 1989 году Стивен Содерберг снял за относительно небольшие деньги картину "Секс, ложь и видео", отмеченную на фестивале премией, и через десять лет режиссер получил возможность пригласить в "Одиннадцать друзей Оушена" Джулию Робертс, Джорджа Клуни, Брэда Питта и еще пару-тройку звезд первого эшелона. В 1994 году Кевин Смит привез на "Сандэнс" своих "Клерков". Во время фестиваля картина заинтересовала студию Miramax Films, в то время являвшуюся подразделением компании Диснея. В результате "Клерки" собрали в прокате три миллиона - вроде бы не так много, но это примерно в сто раз больше той суммы, которую Смит потратил на работу над фильмом.

Смит, впрочем, до сих пор продолжает демонстрировать свою независимость. На "Сандэнс"-2011 он приехал со своей новой картиной "Красный штат". Это первый фильм ужасов за всю карьеру режиссера. Бюджет ленты составил четыре миллиона долларов. Дистрибуцией "Красного штата" Кевин планирует заниматься сам и специально заостряет внимание на этом факте. По словам режиссера, при использовании такой схемы все суммы, полученные от продажи билетов, пойдут на покрытие расходов на съемки, а не в карман каким-то посредникам.

На последнем "Сандэнсе" Кевин Смит даже устроил аттракцион, призванный привлечь внимание аудитории к "Красному штату". Режиссер вроде как выставил права на дистрибуцию картины на аукцион. Никто и опомниться не успел, как сам Смит сделал ставку в размере 20 долларов США, после чего продюсер ленты Гордон Смит закрыл торги. В результате Кевин оказался обладателем прав на прокат собственного фильма. Причем он собирается в буквальном фильме прокатить "Красный штат" по США. Режиссер весной 2011 года отправится в тур по городам Северной Америке и лично продемонстрирует свою новую работу в каждом из них.

Но далеко не все фестивальные фильмы покупались в шутку. На "Сандэнсе"-2011 были заключены и многочисленные серьезные сделки. Специалисты отмечают, что в этом году мероприятие стало чуть ли не рекордным по количество соглашений, заключенных между производителями фильмов и дистрибуторами.

Одной из первых сделок стало приобретение компаниями Paramount и Indian Paintbrush фильма "Как сумасшедший" (Like Crazy) Дрейка Доремуса. Речь в картине идет о молодом американце Джейкобе (Антон Ельчин) и его возлюбленной, английской девушке по имени Анна (Фелисити Джоунс). Согласно сюжету, героиня по какой-то причине остается без визы и отправляется на родину. Ей приходится заняться оформлением документов, и между влюбленными оказываются океан и бюрократия.

Для Доремуса договор с дистрибуторами стал не единственной фестивальной удачей. Жюри признало работу режиссера лучшей художественной картиной. Кроме того, Фелисити Джоунс была отмечена призом за свою актерскую работу.

Правда, зрители с жюри не согласились и сочли лучшей художественной лентой работу Мэриам Кешаварц "Обстоятельства" (Circumstance). В фильме рассказывается об обеспеченной иранской семье с проблемными детьми.

Лучшим документальным фильмом фестиваля жюри признало работу Питера Ричардсона "Как умереть в Орегоне" (How to Die in Oregon). Упомянутый в названии штата в 1994 году стал первым регионом в США, где был принят так называемый Акт о смерти с достоинством. Другими словами, там была частично разрешена эвтаназия. Позже подобную практику попытались ввести и в соседнем Вашингтоне. Ричардсон при работе над фильмом пообщался с некоторыми тяжело больными людьми, решившимися на эвтаназию.

Зрители же из всех документальных лент, вошедших в программу фестиваля, выбрали фильм "Бак" (Buck) Синди Мил. Главным героем этой ленты стал тренер лошадей Дэн "Бак" Брэннэмэн, научившийся идеально понимать своих подопечных. В своей работе Мил также исследует тему полного отказа от применения насилия.

Предсказать, как в дальнейшем сложится судьба многих представленных на "Сандэнсе" лент и их создателей, практически нереально. Можно, например, предположить, что посмотреть некоторые из вышеперечисленных фильмов в России (да и где-либо еще) будет непросто. Однако напоследок хочется вспомнить картину "Зимняя кость" Дебры Граник, которую год назад признали лучшим художественным фильмом фестиваля. В этом году лента претендует на "Оскары" сразу в четырех номинациях: "Лучший фильм", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая актриса" и "Лучший актер второго плана". Американская академия обращает внимание далеко не на всех фаворитов "Сандэнса", но с некоторыми независимыми картинами это все же случается.