Наших актеров не берут в Голливуд — они ленивые

Мы разузнали, почему звезд «made in» СНГ не зовут на Фабрику грез, а у нас «импортным» актерам платят по высшему тарифу.

Вот представьте: смотрите вы, скажем, американский фильм, как вдруг — на экране появляется до боли родное вечно небритое мачоподобное лицо Владимира Машкова. Или же — плотная, но мужественно суровая фигура Александра Балуева. В общем — свой брат — актер-славянин. Приятно же! Вот только мировой кинематограф не часто радует жителей бескрайних просторов СНГ возможностью увидеть «наших» артистов в «их» (то есть иноземных) блокбастерах, да еще и в окружении звезд такой величины, как Анжелина Джоли или Джордж Клуни. «Сегодня» выяснила, почему же наши актеры остаются не у дел, да и вообще — могут ли наши «передовики» стать своими в Голливуде.

ТАМ СНИМАЮТ БЫСТРО. «В США кино делают за 6—7 недель (съемкам предшествует долгий подготовительный этап. — Авт.), — рассказал нам Владимир Машков, неоднократно снимавшийся в американских картинах (в 2011 году мы сможем увидеть актера в дуэте с Томом Крузом в «Миссия невыполнима 4»). — Наши в таком темпе работать не способны — не привыкли, да и ленивые. Им нужно время для раскачки. У них никто не опаздывает на площадки — это карается жесткими штрафами». Также Машкова удивило, что в Голливуде мало места для импровизации: «Там все прописано: откуда подавать реплику, во что быть одетым, когда брать за руку. А текст должен от зубов отлетать. Наши же любят полагаться на «авось». Чего далеко ходить, если наш мэтр — Богдан Ступка, то и дело твердит, что грезит о Голливуде, но дальше Польши и России не снимается. «Мне еще и «Оскар» нужен! — заявил и нам актер, не пожелав объяснять, что же ему мешает заполучить эту статуэтку.

НЕ ТЕРПЯТ КАПРИЗОВ. Режиссер Юрий Грымов, снимавший американцев в своей картине «Чужие», вообще горько смеется: «Знаете, как приходят на общие собрания наши актеры? С банками пива. А их — с ноутбуками, чтобы фиксировать идеи и замечания!». С ним солидарен и Олег Штефанко (играл в фильме Роберта Де Ниро «Ложное искушение»): «В Голливуде никто не считает дублей. Снимают до тех пор, пока режиссер не скажет: «Снято». А у нас буркнут что-то на камеру и рукой махнут, мол, сойдет. Наши актеры привыкли сниматься, чтобы выжить, а их — чтобы строить карьеру.

По словам Штефанко, в Голливуде капризов со стороны актеров нет: «У них нет таких понятий, как «несъемочный день из-за плохой погоды» или «голова болит». Там снимают в любое время и в любую пору года! Пахать приходится в режиме нон-стоп: Подъем в 4.30. Завтракаешь, гримируешься — и уже в 6.00 на площадке, где и находишься последующие 16—18 часов. Простоев никто не допустит. Потому что тогда впустую «сгорят» деньги, отпущенные на аренду помещений, техники, оплату полиции и страховок. Иными словами: будешь капризничать — попадешь на доллары».

НАШИ ИГНОРИРУЮТ КАСТИНГИ. Американский кинопродюсер Михаил Файнштейн вообще считает, что русским присуща одна и та же ошибка: «Они ждут предложений и не привыкли действовать: обивать пороги, ходить на кастинги. Кроме того, они не умеют грамотно пиариться, считая себя великими актерами».

Другой кинокритик Алексей Индыченко рассказал нам, что неплохие шансы «пленить» американцев есть у режиссера Тимура Бекмамбетова: «Он толково действует: свои «Дозоры» показал их в США, после чего открыл в Лос-Анджелесе свой офис, нанял личного помощника, завел необходимые знакомства, подтянул английский, изучением которого многие киношники... брезгуют». А вот актриса Ирина Апексимова, снявшаяся у Филлипа Нойса в «Святом» считает, что английский знать хотя и надо, но разговаривать стоит с легким акцентом, придающим русским актерам шарм: «Без акцента американцы просто не поверят, что ты — русский, и возьмут кого-то другого».

ПОЧЕМ АКТЕРЫ. Если артист является членом Гильдии актеров Голливуда, как Владимир Машков, то его гонорарная ставка — не ниже $1 млн. за проект. Если нет — то тут уж как договоритесь. Но в любом случае, то, что по их меркам копейки, — для наших может составить весьма существенную сумму. Доходит до смешного: отыграв один—два дня на их площадке, они получают так, словно сыграли главную роль в российском фильме.

А вот иностранные звезды, приглашенные сниматься в Россию (причем снимают их по-хитрому — в парочке сцен, а имя ставят на афишу так, словно актер все время на экране проводит — банальная такая «замануха»), получают свои четко установленные цены — как написано в райдере, и не центом меньше. Рутгер Хауэр («Зеркальные войны»), к примеру: в пределах $200 000 за 5 часов работы. Исключение — Депардье, который может сняться как за $5 млн., так и за чисто символичный ящик водки или вина — по дружбе.

ТАКТАРОВ ОБРЕЧЕН ИГРАТЬ ПЛОХИХ ПАРНЕЙ, А НЕВСКИЙ — ШВАРЦА

Тактаров в «Хищниках»

В кино можно попасть даже не умея играть лицом, но обладая при этом фактурной внешностью. Олег Тактаров, звезда фильма «Хищники» и «15 минут славы», где он убивал самого Роберта Де Ниро, на Фабрику грез попал прямиком с ринга боев без правил. «В Голливуде кино снимается с расчетом на своего зрителя, который платит деньги за возможность ассоциировать себя с актером на экране, — считает Тактаров. — Если «хорошего парня» будет играть малоизвестный иностранец, психологическая связь между актером и зрителем не установится. Потому мой удел — только плохие парни. С жутким акцентом и злобой в глазах». Героический и благородный тактаровский спецназовец Николай из «Хищников» — скорее исключение из правил.

Невский — преемник Арнольда

Из спорта в кино пришел так же и бодибилдер Александр Невский («Убийство в Вегасе», «Красный змей»), которого в Голливуде ценят за... сходство с Арнольдом Шварценеггером: «Я уже привык, что когда мне присылают сценарий, то продюсеры хотят, чтобы я играл как Шварц. Мой небезукоризненный язык их несколько не пугает — ибо Арни тоже разговаривал с австрийским акцентом». То, что эта занимаемая им ниша не долговечна, Невского не пугает: «Это уже и не важно. Главное, что зритель уже запомнил мое лицо».

Засветиться в голливудском блокбастере мог и боксер-тяжеловес Николай Валуев — его приглашали в «Люди Икс 3», но «каменная башка» решительно отказалась: «Роль, которую они мне предложили слишком тупая. Если уж и соглашаться, то за нормальные деньги. Но продюсеры — ушлые ребятки, они хотели получить меня как актера (кстати, роль Валуева сыграл позже экс-футболист Винни Джонс. — Авт.), но при раскрутке фильма разжиться на моем реально образе. Я популярно объяснил им куда они могут пойти».

«РАДИ «ЗАБУГОРНОЙ» РОЛИ Я ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ ХОДИЛ НА ПРОБЫ»

Был партнером Тома Хэнкса

Актер Валерий Николаев, которого у нас в основном знают по сериалу «День рождение Буржуя», в Голливуде гость частый: снимался и у Оливера Стоуна в «Повороте», и самого Стивена Спилберга в «Терминале», где стал партнером Тома Хэнкса. «Как я получил свои первые «забугорные» роли? Да, очень просто: изо дня в день упорно ходил на пробы, — рассказал Николаев. — А по-другому просто и нельзя — никто не принесет тебе роль на блюде с голубой каемочкой. И я прекрасно понимаю, почему так мало наших прорывается. Вы можете представить себе, скажем, того же Маковецкого, который бросит все и пойдет оббивать пороги в поисках ролей? Оно ему нужно, если в России его уже и без того знают и любят».

Впрочем, надо признать, что некоторые роли все-таки специально «затачиваются» под наших актеров. К примеру, для своего фильма «Человек, который плакал» (в главных ролях: Джонни Депп и Кристина Риччи) режиссер и сценарист Сэлли Поттер роль «русского умирающего отца» прописала лично для Олега Янковского, чья игра в «Убить дракона» поразила ее до глубины души.

«СПИЛБЕРГ В ШЕСТЬ УТРА УЖЕ НА РАБОТЕ, НАШИ ТАК ПАХАТЬ НЕ УМЕЮТ!»

К Спилбергу — из цирка

Когда на экраны вышел фильм «Любовь в большом городе-2», то не все узнали в самовлюбленном герое Игоря Жижикина (он ухлестывал за Верой Брежневой, чем нещадно изводил Алексея Чадова) звероподобного «плохого парня» из четвертого спилбергского «Индианы Джонса». «Я ведь в кино пришел из цирковых артистов, — говорит Игорь. — Денег у меня не водилось, вот я и был готов на площадке браться за любую работу». Что и было замечено вначале Клинтом Иствудом, снявшим Жижикина в своей «Кровавой работе», а потом все тем же Спилбергом, про которого Жижикин говорил: «Стивен просто потрясающий. Наши режиссеры так не умеют пахать! Шесть утра, а он уже на работе! При этом, при всей его занятости, он всегда находит время поинтересоваться, удобно ли устроился артист — ничего ли его не отрывает от роли».

Сам же Спилберг оценил фактуру Жижикина более чем высоко: «На мой взгляд, это самый лучший «плохой парень» из тех, кого я когда-либо снимал». С такой рекомендацией Игорю о хлебе насущном может больше не волноваться — роли в боевиках класса «Б» ему обеспечены на много лет вперед.

«В АМЕРИКЕ У АКТЕРОВ НЕТ ТАКОГО: Я ЗДЕСЬ ЗВЕЗДА, А ТЫ — ГОВНО»

Военная форма к лицу

Александр Балуев в Голливуде «выстреливал» трижды: сыграл продажного российского офицера в «Миротворце» (в главных ролях: Джордж Клуни и Николь Кидман), мужественного российского космонавта в «Столкновении с бездной» (с Морганом Фрименом) и еще одного «продажника» в погонах в «Доказательстве жизни» (с Расселом Кроу). Но зацепиться там так и не смог. «Если честно, то у меня просто не было такого желания — покорить Фабрику грез, — сказал нам Александр. — Может, если бы я себе поставил такую задачу, то все могло бы быть совсем иначе».

Также актер признался, что в Америке его поразило отношение крупных звезд к актерам куда более мелкого калибра: «Крайне доброжелательное. Без всяческого: «Я здесь звезда, а ты — говно». Из забавного Балуев припомнил несколько ляпов, связанных с надписями на русском: «Помню на декорациях военной базы увидел: «Предьявите... проездной». Я долго смеялся — оказалось, они просто где-то увидели это слово, оно им понравилось, и они со свойственной им простодушностью скопировали».

«В РОССИИ АКТЕРЫ РАБОТАЮТ НА СЕБЯ, А ТАМ — НА ЗРИТЕЛЯ»

Джоли называла его «крейзи»

Перед режиссером Тимуром Бекмамбетовым двери в Голливуд — нараспашку. Еще бы — его первый западный блокбастер «Особо опасен» с Анжелиной Джоли и бюджетом в $75 млн собрал немало — $341 млн. И сейчас он вплотную занят проектом «Авраам Линкольн», в котором президент предстанет в облике... знатного охотника на вампиров (картина выйдет на экраны в 2012 году). Как рассказал нам режиссер: «В России все актеры — многостаночники: они играют в бесчисленных сериалах и фильмах, в театре и даже на детских утренниках. Потому, в погоне за денежкой насущной, они не очень шлифуют свой текст и умения. А вот в Голливуде актеры целиком отдают себя фильму — они понимают, что это в их же интересах, сделать все так хорошо, чтобы кино понравилось зрителю, и, следовательно, окупилось. Например, Джоли всегда присутствовала на съемочной площадке, даже если в этот день она не была задействована. Анжелина все время подыгрывала Косте Хабенскому (сыграл в «Особо опасном» сравнительно крохотную роль), настраивая его тем самым на нужный лад».

ИНОСТРАНЦЫ У НАС

Рутгер Хауэр. Снимался в России исключительно из-за денег

У каждой медали есть обратная сторона: ведь бывает и так, что иностранных звезд зовут сниматься к нам! Конечно, им приходится куда легче, чем нашим, в конце концов, здесь их все знают (потому, собственно, и позвали). И все же нам стало интересно, зачем они сюда едут и каковы их впечатления от национальных особенностей производства кино.

«Снимаясь в России, — усмехается звезда «Попутчика» Рутгер Хауэр, — я вообще не понимал, что происходит на съемочной площадке (актер имеет в виду картину «Зеркальные войны»). Сценарий в глаза не видел! Почему согласился? Из-за денег, конечно. Но у меня есть принцип: в какой бы мути я не играл — делать это хорошо».

Арман Ассанте (у нас его знают по фильму с Сильвестром Сталлоне «Судья Дредд»), также снимавшийся в «Зеркальных войнах», с Рутгером солидарен: «Играть было скучно, потому что нечего было играть. А согласился я на эту авантюру по двум причинам: гонорар и чудо-Хауэр — давно хотел постоять с ним в одном кадре».

Жерар Депардье. Француз любит, когда все его любят

Частый гость на российских экранах и француз Жерар Депардье (играл в «Зависти богов» и «Все могут короли»), но он соглашается на проекты made in Russia по другим мотивам: «Мне нравится бывать что в России, что в Украине по двум причинам: во-первых, я люблю гулять по морозцу — чтобы воздух аж звенел. И у вас холод именно такой. А во-вторых, я у вас здесь звезда. Меня все режиссеры любят, знают и относятся с должным уважением. А в США я кто — да просто рядовой актер французский».

А вот Малкольм Макдауэлл, скандальная звезда фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин», играть у Карена Шахназарова в «Цареубийце» согласился из-за того, что давно и страстно увлекался историей России: «Помню, когда мне предложили сыграть убийцу Николая II, да еще для этого приехать в Russian, я в ту же минуту сказал: «Ну конечно. Когда мне выезжать?». При этом все мои друзья, узнав об этой поездке, начали меня отговаривать: «Ты что, там же война гражданская, голод и разруха (фильм снимали в 1991-м), ты хочешь сгинуть в этой варварской стране? Но я не сгинул, хотя темные неосвещенные коридоры «Мосфильма» произвели на меня просто гнетущее впечатление — это было поистине ужасно».

Микеле Плачидо (знаменитый комиссар Катани из сериала «Спрут»), снимавшийся в картине Владимира Бортко «Афганский излом», признался нам, что свой опыт съемок в «славянском» кино вспоминает с огромным удовольствием: «Мы снимали в Таджикистане, я жил в палатке с обычными офицерами и мы много пили. Мне вообще российские военные очень понравились — благородные и чистые люди. Я даже одно время думал снять документальный фильм о войне в Афгане. Но не сложилось».