Британцы не успели в конкурс Канна

Как пошутили американские комментаторы, в нынешнем году британцы запоздали с «Завтраком», поэтому не попали в конкурс Каннского кинофестиваля.

Имеется в виду давно ожидаемый фильм «Завтрак у Плуто» Нила Джордана (Neil Jordan) с участием Лиама Нисона (Liam Neeson) и Стивена Ри (Stephen Rea).

Однако Джордан так и не успел закончить монтаж этой картины в срок. То же самое произошло и с другой английской лентой «Преданный садовник», снятой бразильцем Фернанду Мейрельисом с Рейфом Файнзом и Рейчел Уайс в главных ролях. В итоге британская киноиндустрия не представлена в основной программе Канна.



«Англичанин» (The Limey)

Artisan Pictures (США) / West video, 1999 год, 85 минут.

Режиссер Cтивен Содерберг

В ролях: Теренс Стэмп, Питер Фонда, Лесли Энн Уоррен, Луис Гусман.

Отсидев девять лет в тюрьме, угрюмо-инфернальный англичанин Уилсон (Теренс Стэмп) узнает, что его дочь погибла при весьма загадочных обстоятельствах. В смерти очаровательной дочки он винит музыкального продюсера Валентайна, любовницей которого она была. Уилсон неприязненно смотрит на современную действительность, в которой не осталось даже воровского кодекса чести, а деньги решают все. Словно проглотивший аршин, прямолинейный мститель-одиночка решительно приговаривает к смерти нечистоплотного продюсера, но в критический момент длительной борьбы с Валентайном открывается неприглядная истина: в смерти дочери косвенно виновен сам отец.

Классная режиссура Стивена Содерберга («секс, ложь и видео») превращает изысканный боевик словно в античную трагедию, где правит рок, а не личная выгода. Сценарий создавался специально для Стэмпа, который в нынешнем моральном бедламе кажется последним осколком уходящей консервативной английской культуры с ее иерархичностью и аристократическим понятием чести. В фильме много тонких отсылок к кино 60-х годов, ибо с именем Теренса Стэмпа связаны такие культовые ленты тех лет, как «Бедная корова» Кена Лоуча, новелла Федерико Феллини в киноальманахе «Три шага в бреду» и фильм «Теорема» Пьера Паоло Пазолини, а с личностью Питера Фонды, играющего Валентайна - легендарный «Беспечный ездок».



Пирс Броснан пророчит Джоли в «Аферу Томаса Крауна - 2»

Пол Верховен продолжает съемки сиквела «Афера Томаса Крауна» с Пирсом Броснаном в главной роли. Процесс несколько затянулся, и многие могли уже подзабыть о чем идет речь, поэтому актер приоткрыл завесу тайны для журналистов.

Как известно, сиквел будет основываться на фильме «Кинжал Топкапи» (Topkapi) 1964, однако Броснан уточнил, что будет использоваться общая концепция и вместо древнего кинжала авантюрист, в лице Томаса Крауна, будет красть редкой красоты бриллианты.

Также из уст актера прозвучало, что Рене Руссо не вернется в картину, а ее место может занять Анджелина Джоли, которая сейчас нарасхват.



«Анна и король» (Annа and the King)

Fox 2000 Pictures (США) / Лазер-видео, 1999 год, 147 минут.

Режиссер Энди Теннант

В ролях: Джоди Фостер, Чоу Юньфат, Бай Лин, Том Фелтон.

Высокобюджетная историческая драма поставлена по дневникам Анны Леоноуэнс, британской учительницы, приехавшей в Сиам (ныне Таиланд) обучать многочисленных отпрысков местного короля. В 1946 году был поставлен фильм «Анна и король Сиама» (кстати, его можно увидеть сегодня и завтра на канале RenTV), через 10 лет перенесен на экран бродвейский мюзикл «Король и я», а Юл Бриннер, исполнитель роли короля, получил «Оскар». Но надо обладать дерзостью Энди Теннанта («Золушка: история вечной любви»), чтобы сейчас снимать костюмный фильм о Таиланде в декорациях, построенных в Малайзии, с бюджетом в 75 млн. долларов и актрисой Джоди Фостер в главной романтической роли. Не секрет, что двукратной обладательнице «Оскара» любовные отношения с мужчинами на экране даются с трудом. Но на этот раз Фостер не пришлось особенно мучиться, ибо роман Анны с королем Монгкутом по сценарию оказался чисто платоническим.

Режиссер сделал главный акцент на воссоздание атмосферы того времени (1862 год ), когда Сиам оставался единственной страной Юго-Восточной Азии, не попавшей в колониальную зависимость от Англии и Франции. В фильме неплохо показаны интриги чиновников и торговцев британской империи, пытавшейся через вторжение отдельных военных отрядов из Бирмы подорвать власть мудрого короля Монгкута. Но главное - это столкновение западного и восточного менталитетов, их примирение в лице короля и Анны, которая не побоялась после смерти мужа поехать за тысячу миль в совершенно незнакомую страну с древней культурой, такой непривычной для женщины викторианской эпохи. К финалу они оба начинают уважать взаимные различия и перестают настаивать на их немедленном искоренении. Прекрасным символом такого примирения становится красочный эпизод танца (вальса) между королем и Анной на балу для иностранцев. Своей проникновенностью эта сцена порадует не только фанаток мелодрам в духе «Унесенных ветром». Хотя любовь Анны и Монгкута не могла закончиться счастливо, ибо король должен был неукоснительно соблюдать правила и ритуалы своей эпохи, но принесение любви в жертву ради высоких идеалов служения своей родине способно растрогать современного зрителя, уставшего от цинизма в кино.

Режиссер Энди Теннант пришел в Голливуд, находясь под влиянием эпических фильмов Дэвида Лина, поэтому он всегда тщателен и в сооружении дорогостоящих декораций, и в придании историческому действию эпического размаха. Достигнутая визуальная красота искупает некоторую наивность в подаче материала (эту ленту можно показывать и детям, так как в ней нет назойливой эстетизации насилия) и отсутствие оригинальной мировоззренческой концепции в интерпретации малоизвестных для европейцев исторических событий. Удачей следует признать и дебют в Голливуде Чоу Юньфата в романтической роли Монгкута - до этого гонконгский актер играл на «фабрике грез» только в боевиках. Его харизматическая личность впервые удостоилась роли, в которой Чоу Юньфат смог проявить не только кошачью грацию и обаяние, но и незаурядный ум. А в целом получилось кино Большого стиля, несколько старомодное, но очень чувственное. Картина заслужила номинации на «Оскар» за работу художников и лучшие костюмы.