Орлы пролетели (о том, как голосуют за кинопремии)

С одной стороны, совершенно оправданным с этической точки зрения оказалось решение новой Национальной академии кинематографических наук и искусств отменить церемонию вручения премий «Золотой Орёл» из-за того, что пропала на Кавказе съёмочная группа Сергея Бодрова-младшего. Тем более, что одним из номинантов приза являлся фильм «Война», где Бодров сыграл одну из своих последних ролей. А с другой стороны, получилось, что действительно «накаркал» журнал «Кинопроцесс», который сделал символически зловещей обложку второго номера за 2002 год: на кучу человеческих черепов слетаются орлы, и эта мрачная картина сопровождена надписью: «Орлы прилетели».

Вообще-то после того, как стало известно о создании премий «Золотой Орёл», была некая призрачная надежда, что во вновь возникшем деле по сравнению с «Никой» окажется больше логики и продуманности. Но прежде назначенную дату вручения наград отодвинули с конца мая на конец сентября, регламент постоянно менялся, лишь в последних числах августа члены Союза кинематографистов получили с почтовой задержкой ориентировочные списки претендентов, причём без всяких пояснительных записок, кто и за что (согласно своей профессии) должен голосовать. Вдобавок фильмы, торопливо вставленные в перечень, многим были абсолютно неизвестны, а о расписании просмотров ряда лент в Белом зале Центрального дома кинематографистов предварительно не сообщалось. Хотя тем, кто имеет электронную почту, это можно было бы сделать моментальной рассылкой.

Но, видимо, у организаторов «Золотого Орла» существует некое предубеждение против онлайновых средств информации. Сужу об этом хотя бы потому, что я, как ведущий сайта Kinozal.Ru, не был приглашён ни на одну из пресс-конференций по поводу новой премии. И как не удостаивался чести ни разу бывать на каких-либо мероприятиях «Ники», так и «Золотой Орёл» тоже пролетел мимо.

Впрочем, чего тут удивляться, если даже некоторые члены Экспертного совета (к коим я принадлежу) Национальной премии кинокритиков и кинопрессы «Золотой Овен» лишены возможности добросовестно голосовать, поскольку не видят многих фильмов. Марк Рудинштейн почти год назад на пресс-конференции относительно проведения очередной церемонии вручения «Золотых Овнов» пытался, ради создания скандальной интриги, обвинить критиков в том, что они скрывают ото всех результаты своих личных предпочтений. Однако они вовсе не обязаны их обнародовать, но желающие вполне могут это сделать - и делают. Допустим, я уже четырежды на данном сайте объявлял о том, кого выбирал из списка номинантов. Теперь же заранее готов сообщить, что не буду вообще голосовать, например, за российские ленты «Займёмся любовью», «Звезда» и «Олигарх», которые не демонстрировались на пресс-просмотрах. То же самое сделаю и по отношению к ряду зарубежных картин, особенно прокатных компаний «Каскад» и «Каро», редко устраивающих показы для журналистов.

Мы вот любим при каждом удобном случае пренебрежительно отзываться об уровне американской культуры. Но в США, где ежегодно выходят на экран не менее 200 фильмов, лишь два-три раза в год происходят настоящие скандалы, когда киностудии, боясь отрицательных отзывов критиков, предпочитают отказаться от пресс-просмотров. И тогда киножурналисты, объединённые чувством корпоративной солидарности, специально идут за свои деньги в кинотеатры, чтобы потом ещё сильнее «раздолбать» ту несчастную ленту, которую им не осмелились показать. Пусть не всегда совпадают оценки прессы и обычных зрителей, тем не менее накануне очередного уик-энда, когда выпускаются новые картины, каждый уважающий себя киночиновник считает своим долгом познакомиться с откликами в печатных и онлайновых изданиях. А уж перед голосованием на «Золотой Глобус» или «Оскар» дело доходит порой до анекдотических случаев, когда кинокомпании пытаются закатить пышные ужины для журналистов и даже всучить им дорогие подарки.

Я отнюдь не призываю перенимать именно такой опыт - наоборот, чувствуешь некоторую неловкость, когда наши съёмочные группы или прокатные фирмы вдруг удосуживаются «соорудить» небольшой фуршет для прессы. Но вот к практике организации деловых просмотров действительно стоило бы внимательнее приглядеться. Также надо шире использовать преимущества современной техники, чтобы проводить голосование в том числе с помощью Интернета.

Например, в рамках церемонии вручения Европейских кинопризов (бывших «Феликсов») происходит награждение премиями публики - за режиссуру, мужскую и женскую роли. Причём проголосовать до 31 октября может любой желающий, который является пользователем Интернета и способен зайти на сайт по адресу: http://efa.tiscali.com. Это весьма простая процедура - надо лишь по минимуму знать английский язык. Предстоит выбрать имена лучшего режиссёра, актёра и актрисы, сделав соответствующую пометку в кружочке.

Я в этом году тоже решил принять участие и предпочёл финна Аки Каурисмяки («Человек без прошлого»), француженку Изабель Юппер («8 женщин»), англичанина Рейфа Файнза («Спайдер»). К сожалению, в предлагаемом списке для зрителей не было наших кинематографистов, хотя в числе 37 лент, отобранных Европейской киноакадемией для голосования академиков, всё же значатся «Война» Алексея Балабанова и «Русский ковчег» Александра Сокурова. Указав личный e-mail, я нажал на кнопку, отправил свои результаты и уже через несколько минут получил благодарственное подтверждение, где даже был назван «фанатом европейского кино». Понятно, что ответная рассылка осуществляется автоматически, и никто к тебе конкретно не обращается. Но всё равно приятно оказаться среди преданных поклонников кинематографа Старого Света.

Советую и другим воспользоваться этим шансом быстро и с пользой для дела принять участие в зрительском выборе лучших европейских кинематографистов. Это ж, как выясняется, такое удовольствие - проголосовать в пользу кого-то и даже получить в ответ благодарность. А если к тому же твои собственные предпочтения совпадут с тем, как думают об этом другие...

Осталось дождаться 7 декабря, когда будут вручены в Риме кинопризы европейской публики. Кстати, а почему наши зрители, пользователи Интернета, не могут в рамках «Золотого Орла» или «Ники» сделать подобное в отношении российских фильмов?!