ДАНЕЛИЯ Георгий

ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич (р.25.08.1930, Тбилиси), российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист СССР (1989). Премия «Золотой Овен» (1994). В 1955 окончил Московский архитектурный институт, в 1959 - Высшие режиссерские курсы. Первые работы - к/м фильм «Тоже люди» (1959, по эпизоду романа «Война и мир» Л.Н.Толстого), «Сережа» (1960, совместно с И.В.Таланкиным, по повести В.Ф.Пановой, главный приз МКФ в Карлови-Вари) и «Путь к причалу» (1962, по повести В.В.Конецкого) - словно и не предвещали рождения одного из лучших отечественных комедиографов. В своеобразной троице Гайдай-Данелия-Рязанов, если сопоставлять ее с суперпопулярными в 60-е годы гайдаевскими масками Балбес-Трус-Бывалый, Данелия был как бы Трусом, самым грустным и одиноким из них, но и преисполненным еще не утраченного человеческого достоинства, внутренне интеллигентным (знаменательно, что позже в кассовой комедии «Джентльмены удачи», 1972, созданной при участии Данелии как сценариста, из трио Леонида Гайдая был привлечен только Георгий Вицин, сыгравший словно более очеловеченного Труса).

Уже в ранних фильмах Данелии присутствовали характерные черты стиля режиссера, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм могут вполне мирно уживаться в пределах одной картины с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности. Все без исключения герои для Данелии - «тоже люди», более того - понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию, как и представление о жизни в пессимистическом или оптимистическом ключе. Кстати, в творчестве самого режиссера уже в названиях фильмов («Не горюй!», 1969 - «Слезы капали», 1982) содержится вроде бы противоречивое отношение к миру. Но на самом деле, и внутри повествований, и даже в одних и тех же персонажах подчас скрыты, казалось бы, взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни - до отчаяния и тяги к смерти. Таким образом, главным мотивом всех произведений становится следующий - «прежде всего люди», их неповторимое человеческое своеобразие. И тогда уже видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм «Афоня» (1975), в общем, благожелательно воспринятый также и властями, не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (1966), плохо встреченной публикой и вызвавшей раздражение у начальства. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя - «Осенний марафон» (1979, главный приз на МКФ в Сан-Себастьяне) - тоже, на удивление, была поддержана на государственном уровне (залогом чего явились главный приз ВКФ в 1980 году и Государственная премия РСФСР, 1981), как и более лирическая лента «Мимино» (1977, главный приз МКФ в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Она перекликалась в какой-то степени с первым обласканным любовью фильмом Данелии «Я шагаю по Москве» (1964, особое упоминание жюри на МКФ в Канне), который дружно признали легким и беспечным, как летний дождь. Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (1973, по роману «Приключения Гекльберри Финна» М.Твена) и «Кин-дза-дза» (1986) вдруг звучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Три последних работы («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орел и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей - Государственная премия России (1997), хотя в них сильнее заметны самоповторы режиссера, чувствуется усталость и некоторая исчерпанность прежних средств выразительности. Однако несомненная цельность его творчества и упорство в отстаивании ценности любой человеческой индивидуальности проявляются и в этих фильмах 90-х, как и в еще незаконченной ленте «Фортуна», в которой сопряжены многие сквозные темы Данелии - от психологической драмы «Путь к причалу» о «старом морском волке» до авантюр «новых русских» в ленте «Орел и решка».