Янковский Олег Иванович

(р. 23.02.1944, Джезказган), российский актер. Народный артист СССР (1991). Лауреат премии Ленинского комсомола (1977), Государственной премии России (1996). С 1965 года, по окончании театрального училища имени И.А.Слонова в Саратове, актер Саратовского драматического театра имени Карла Маркса. Исполнял роли классического («Таланты и поклонники», «Стакан воды») и современного («Человек со стороны») репертуара, достигнув наибольшего успеха в спектакле «Идиот» (князь Мышкин).

В 1968 году дебютировал в кино, снявшись в роли молодого эсэсовца Генриха Шварцкопфа, начинающего разочаровываться в идеалах нацизма («Щит и меч»). Тогда же сыграл революционного кинооператора Андрея Некрасова в фильме «Служили два товарища». Уже эти ранние работы Янковского, вступая даже тематически в противоречие друг с другом, построены как раз на контрапункте внешнего облика и внутренней сути персонажей. Генриха легко принять за очередную «белокурую бестию», а Андрея - за «интеллигентскую контру», каковым его поначалу и воспринимает Иван Карякин, соратник по экспедиции в тыл врага. Но двойственность подобного отношения заложена как бы в амбивалентности лица исполнителя - то строгого, холодного, бесстрастного, скрывающего некие тайные пороки, усмешку лукавого и дьявольский блеск в глазах, а то покоряющего невинностью и непосредственностью взгляда, чуть ли не младенческой улыбкой и кротостью своего выражения.

Именно на этом чередовании суровости и нежности, скупости в используемых выразительных средствах и открытой романтичности поведения героев созданы актером роли в лентах «Жди меня, Анна» (1969), «Я, Франциск Скорина» (1970), «О любви» (1971). Янковский продемонстрировал яркую способность талантливо и умно молчать на экране, заставляя зрителей по-своему истолковывать то, что происходит в душе его персонажей, а кроме того, актер оказался своеобразным «хамелеоном исполнительства», легко вписываясь в разные эпохи, в резко отличающиеся друг от друга художественные миры различных авторов. Он мог в современности быть автогонщиком в картине «Гонщики» (1973), партийным функционером среднего звена («Премия», 1974; «Обратная связь», 1978), человеком колючим, мятущимся, неустроенным («Чужие письма», 1976, «Сладкая женщина», 1977) или, напротив, бесхарактерным, слабовольным, сдавшимся («Слово для защиты», 1977, «Поворот», 1979). А в фильмах о прошлом воплощал на экране одновременно конкретный (имелся в виду поэт Арсений Тарковский) и обобщенный образ Отца в «Зеркале» (1975), реального поэта Кондратия Рылеева и словно один из символов декабристского движения в «Звезде пленительного счастья» (1975).

Редкостное свойство Янковского сохранять некую неуловимую дистанцию по отношению к происходящему, находиться здесь и сейчас, в то же время витая будто в других пределах, оригинально использовано режиссером Марком Захаровым и в телефильмах «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979) и «Дом, который построил Свифт» (1982), и в спектаклях театра Ленинского комсомола, где с 1973 года играет этот актер: «Автоград-XXI», «Парень из нашего города», «Революционный этюд», «Диктатура совести», «Оптимистическая трагедия», «Чайка», «Варвар и еретик». Морально-этическая и чисто житейская неопределенность и двойственность классических («Мой ласковый и нежный зверь», 1978, «Филер», 1988, «Крейцерова соната», 1988, Государственная премия РСФСР, 1989) и современных («Мы, нижеподписавшиеся», 1981, т/ф, «Шляпа» и «Влюблен по собственному желанию», 1982, «Полеты во сне и наяву», 1983, Государственная премия СССР, 1987, «Храни меня, мой талисман», 1987) героев Янковского уже на некоем метафизическом уровне загадочности и непознаваемости выражена по-философски в «Ностальгии» (1983) и поэтически в «Поцелуе» (1983). Подчас подобное раздваивание персон в исполнении актера приводит постановщиков к необходимости к фактическому дроблению роли, как в телефильме «Два гусара» (1984) или ленте «Цареубийца» (1991, премия «Ника» по совокупности с картиной «Паспорт»).

Как ни парадоксально, приглашение кинорежиссера Глеба Панфилова сыграть в театральной постановке «Гамлет» заглавную роль изначально соответствовало для Янковского еще одному проявлению творческого двойничества, поскольку в «Ностальгии» он уже смог идеально заменить умершего Анатолия Солоницына, с которым Андрей Тарковский как раз и ставил в театре Ленинского комсомола прежнюю версию «Гамлета». И оба спектакля вызвали ожесточенные споры, в том числе из-за трактовки образа Принца датского, поскольку казался прежде всего неприемлемым возраст главного героя, который преодолел сорокалетний рубеж, утратил безрассудный юношеский порыв и вообще годился не в сыновья, а в любовники королеве Гертруде. Разъедающее чувство мести и губительный цинизм немолодого человека превращают Гамлета, исполненного Янковским, в своего рода подобие Дракона в еще одной экранной постановке Марка Захарова «Убить Дракона» (1989). Менее пугающий и желчный, но все равно язвительный образ усталого и разочарованного кинорежиссера создан актером во французской ленте «Мадо, до востребования» (1990). И вообще Янковский все чаще в трактовке персонажей прибегает к иронии («Первая любовь», 1995), открытой комедийности и фарсу («Роковые яйца», 1995, «Ревизор», 1996).

Но снявшись в 50 фильмах за 25 лет и став в 1993 году президентом Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», он все реже появляется на экране, гораздо меньше занят в театре, неизбежно меняется по своему публичному имиджу, который далеко не всех может устроить. Возможно, понимая исчерпанность прежних ролей и пока не находя возможности по-иному вписаться в новое время и опять оказаться на пике актерской популярности, как в конце 70-х - начале 80-х годов, когда Янковский по праву был словно «героем нашего времени», он в знаменательном (по ряду теорий) возрасте 56 лет дебютировал в режиссуре, сняв совместно с оператором Михаилом Аграновичем ленту «Пока она умирала» (2000).