«Кутерьма» (Topsy-Turvy)

Goldwyn Films, Newmarket Capital Group, The Greenlight Fund, Thin Man Productions (Великобритания) / Парадиз-Пирамида, 1999, 160 минут.

Режиссер Майк Ли.

В ролях: Джим Броудбент, Аллан Кордунер, Тимоти Сполл, Лесли Мэнвилл, Декстер Флетчер.

Завтра этот фильм покажут по RenTV - так что с ним смогут познакомиться и те, кому не удалось посмотреть «Кутерьму» на видеокассетах.

Лондон, 1884 год. Время расцвета викторианской эпохи, когда еще все классы знали свое место. Но ровно за сто лет до кошмарных предвидений Джорджа Оруэлла («1984») многие уже тогда чувствовали себя неуютно в ригидном британском обществе. Тщательная реконструкция истории постановки новаторской оперетты «Микадо», осуществленной в конце прошлого века композитором Артуром Салливаном и драматургом Уильямом Гилбертом, блестяще произведена социальным критиком и недавним лауреатом Канна, режиссером Майком Ли («Тайны и ложь»).

Устав от старомодных либретто Гилберта и от потока критических отзывов на их последнюю постановку оперы, Салливан собирается отдаться сочинению исключительно серьезной музыки, покончив раз и навсегда с легким жанром. Но требования неукоснительного выполнения подписанного контракта с музыкальным театром уже тогда закабаляли художников, вынужденных творить не только на потребу богатых меценатов, но и среднего класса буржуазного общества. С гневом отвергнув очередной опус (про магические зелья и средневековые нравы) закосневшего в сюжетных штампах Уильяма Гилберта, Артур Салливан предлагает ему вдохновиться сырой правдой жизни. Случайно Гилберт оказывается на экзотической выставке японской культуры в Лондоне - и она неожиданно дает его творчеству новый и такой всем необходимый импульс. Под влиянием ритуальных стилизованных танцев театра «Кабуки», не лишенный воображения, Уильям Гилберт создает либретто оперы «Микадо», сюжет которой приходится по вкусу даже придирчивому гению Артура Салливана.

Большое внимание в фильме «Кутерьма» уделено возникновению профессии театрального режиссера. В сценах, снятых на «вкусном» материале актерских репетиций, эксцентриада причудливо соседствует с английской чопорностью, а театральные эксперименты - с необходимостью соблюдения негласного морального кодекса викторианской эпохой. А ведь за ее внешней пресностью таились порой нешуточные страсти, проявлявшиеся во время репетиций самым причудливым способом. В этой картине великолепно передана разница японского и английского менталитетов. «Кутерьма» разительно отличается от набивших оскомину своей тупостью образцов костюмного исторического жанра, которые, как на конвейере, клепали и продолжают клепать в Голливуде. Да и в России они когда-то тоже заполняли экраны и приносили немалые прибыли. Можно только сожалеть, что эта блестящая лента, лишь в середине немного сбивающаяся с ритма, не нашла должного приема в российском кинопрокате. Хотя на Западе она была справедливо удостоена двух «Оскаров» (за костюмы и грим) и собрала в мире 13 млн. долларов.

Goldwyn Films, Newmarket Capital Group, The Greenlight Fund, Thin Man Productions (Великобритания) / Парадиз-Пирамида, 1999, 160 минут.

Режиссер Майк Ли.

В ролях: Джим Броудбент, Аллан Кордунер, Тимоти Сполл, Лесли Мэнвилл, Декстер Флетчер.

Завтра этот фильм покажут по RenTV - так что с ним смогут познакомиться и те, кому не удалось посмотреть «Кутерьму» на видеокассетах.

Лондон, 1884 год. Время расцвета викторианской эпохи, когда еще все классы знали свое место. Но ровно за сто лет до кошмарных предвидений Джорджа Оруэлла («1984») многие уже тогда чувствовали себя неуютно в ригидном британском обществе. Тщательная реконструкция истории постановки новаторской оперетты «Микадо», осуществленной в конце прошлого века композитором Артуром Салливаном и драматургом Уильямом Гилбертом, блестяще произведена социальным критиком и недавним лауреатом Канна, режиссером Майком Ли («Тайны и ложь»).

Устав от старомодных либретто Гилберта и от потока критических отзывов на их последнюю постановку оперы, Салливан собирается отдаться сочинению исключительно серьезной музыки, покончив раз и навсегда с легким жанром. Но требования неукоснительного выполнения подписанного контракта с музыкальным театром уже тогда закабаляли художников, вынужденных творить не только на потребу богатых меценатов, но и среднего класса буржуазного общества. С гневом отвергнув очередной опус (про магические зелья и средневековые нравы) закосневшего в сюжетных штампах Уильяма Гилберта, Артур Салливан предлагает ему вдохновиться сырой правдой жизни. Случайно Гилберт оказывается на экзотической выставке японской культуры в Лондоне - и она неожиданно дает его творчеству новый и такой всем необходимый импульс. Под влиянием ритуальных стилизованных танцев театра «Кабуки», не лишенный воображения, Уильям Гилберт создает либретто оперы «Микадо», сюжет которой приходится по вкусу даже придирчивому гению Артура Салливана.

Большое внимание в фильме «Кутерьма» уделено возникновению профессии театрального режиссера. В сценах, снятых на «вкусном» материале актерских репетиций, эксцентриада причудливо соседствует с английской чопорностью, а театральные эксперименты - с необходимостью соблюдения негласного морального кодекса викторианской эпохой. А ведь за ее внешней пресностью таились порой нешуточные страсти, проявлявшиеся во время репетиций самым причудливым способом. В этой картине великолепно передана разница японского и английского менталитетов. «Кутерьма» разительно отличается от набивших оскомину своей тупостью образцов костюмного исторического жанра, которые, как на конвейере, клепали и продолжают клепать в Голливуде. Да и в России они когда-то тоже заполняли экраны и приносили немалые прибыли. Можно только сожалеть, что эта блестящая лента, лишь в середине немного сбивающаяся с ритма, не нашла должного приема в российском кинопрокате. Хотя на Западе она была справедливо удостоена двух «Оскаров» (за костюмы и грим) и собрала в мире 13 млн. долларов.