«Воскрешая мертвецов» (Bringing Out The Dead)

Touchstone and Paramount Pictures (США) / Видеосервис, 1999, 116 минут.

Режиссер Мартин Скорсезе

В ролях: Николас Кейдж, Патрисия Аркетт, Джон Гудмен, Винг Реймс, Том Сайзмор, Майкл Мэдсен.

Успех телесериала «Скорая помощь», видимо, подтолкнул маститого режиссера Мартина Скорсезе на освоение нового для него медицинского жанра. И фильм собрал в мировом прокате 31 млн. долларов, что очень даже неплохо, если учесть, что он затрагивает не слишком светлые стороны современной американской действительности. Режиссер долго вынашивал замысел экранизации романа бывшего врача скорой помощи, но лишь когда постоянный сценарист Скорсезе, прославленный ветеран Голливуда Пол Шредер («Таксист»), согласился написать сценарий, проект продюсера Скотта Рудина сдвинулся с мертвой точки. Тем более, что Николас Кейдж, исполнитель главной роли Фрэнка Пирса, на этот раз решил ограничиться половиной своего гонорара, составляющего кругленькую сумму (более 10 млн. долларов). Его партнершей стала Патриция Аркетт, отец которой во время съемок угодил в больницу. Такие мистические совпадения в кино довольно нередки. Картина по времени охватывает 48 часов из жизни врача скорой помощи, находящегося на пределе своих далеко не слабых сил. Он работает по ночам уже не первый год в непрезентабельном нью-йоркском районе «Адская кухня», но в последнее время Фрэнка стали преследовать призраки тех, кого он некогда пытался безуспешно вытащить с того света. Чтобы избавиться от химер минувшего, Пирс специально нарывается на увольнение, хочет взять больничный, пытается оттянуть выезд к больным по вызову. Но все напрасно.

А все неприятности начались с 18-летней неприкаянной Розы, неизлечимо больной астмой пуэрториканки, умершей на глазах Фрэнка прямо на улице. Ее отчаянный взгляд широко распахнутых глаз рефреном пройдет через весь внутренне динамичный фильм, который показывает городскую жизнь Америки без ретуши и сантиментов. Так же, как и борьбу одного из пациентов, папаши Бёрка, за свою жизнь после очередного тяжелого инфаркта. Благодаря именно его вызову, Пирсу удастся познакомиться с бывшей наркоманкой Мэри, дочерью Бёрка. Но их отношения далеки от обычных штампов голливудского кино. Мэри, подобно Фрэнку, провела свою юность в бедном квартале среди таких законченных наркоманов, как Ноэл. Эти несчастные не брезгуют даже суррогатными наркотиками, вроде «красной смерти» (кокаин с добавками), которые продают молодые ублюдки. Именно они в финале нападают на «ветерана наркоторговли», который, чтобы спастись, выпрыгивает на балконные прутья. Сцена его спасения - самая драматичная, натуралистичная и одновременно ирреальная. Кажется, что герои уже побывали в аду, но им все таки вновь суждено вернуться на грешную землю. Пирс спасает Ноэлу жизнь - и на короткое время для него самого существование приобретает смысл. Но надолго ли?

Не менее колоритно показаны бомжи, хронические самоубийцы, патентованные проститутки и коллеги Фрэнка по ремеслу. Среди последних - и усталый толстяк Лэрри, и Маркус, помешанный на религиозных ритуалах, и, наконец, Том, ироничный психопат с садистскими замашками, мастерски сыгранный Майклом Мэдсеном. Общение с ними явно не способствует улучшению самочувствия Пирса. Устав от коллег и безумных пациентов, он пытается заглушить ноющую тоску алкоголем и даже «дурью» за десять баксов. Но разве можно избавиться от навязчивых призраков, число которых от дежурства к дежурству только растет. Воскрешая мертвецов, Фрэнк сам неизбежно становится таковым же, ибо в его мире совсем не осталось любви.

Горький фильм живого классика кино вряд ли придется по вкусу тем, кто ищет развлечения и забытья. Николас Кейдж очень хорош в роли Пирса, а вот Патриция Аркетт в качестве Мэри не слишком убедительна, ибо смена амплуа «секс-кошечки» ей дается с трудом. Конечно, многие поклонники таланта Мартина Скорсезе будут несколько разочарованы монотонностью сценария и визуальной бедностью сурового рисунка этой ленты. Удивляет и то, что ее мистическая заявка, когда Бёрк выходит из комы под любимую песню Фрэнка Синатры, в дальнейшем не находит развития, и картина явно тяготеет к ползучему натурализму. Похоже, что ангелы покинули раньше времени съемки фильма - то ли рассердившись на прошлые еретические работы режиссера, вроде «Последнего искушения Христа», то ли от того, что он «изменил» католицизму в «Кундуне».