Эрмлер Фридрих Маркович

(13.05.1898, Режице - 12.07.1967, Ленинград), российский режиссер и сценарист. Народный артист СССР (1948). В годы гражданской войны служил в Красной Армии, работал в ЧК. В 1923-24 годы учился на актерском факультете Ленинградского института экранного искусства. Снимался в эпизодических ролях. В 1924 году организовал с Э.Ю.Иогансоном Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ), где поставил эксцентрическую комедию «Скарлатина». Ранние работы Эрмлера («Катька-Бумажный Ранет», 1926, совместно с Иогансоном, «Дом в сугробах», по мотивам рассказа «Пещера» Е.И.Замятина, «Парижский сапожник», оба - 1928) отличаются несомненным интересом к быту, житейским историям различных людей, оказавшихся по воле случая сведенными вместе. Однако режиссер умел подчеркнуть человечность, задушевность и лирический юмор в происходящем на экране, в том числе благодаря своему постоянному актеру Ф.М.Никитину, в облике которого привлекательная интеллигентность и мечтательность парадоксально сочетались с некоторой простоватостью человека не от мира сего. Эта двойственность внешнего вида исполнителя, как и представление о его «нездешности» среди реалий советского быта 20-х годов талантливо использована в лучшей постановке Эрмлера в период немого кино - «Обломок империи» (1929), в которой новаторски при помощи кинематографических деталей и контрапунктного монтажа выражен вполне фрейдистский «поток сознания» героя, потерявшего память в результате контузии на первой мировой войне и с трудом возвращающегося к изменившейся за 10 лет действительности. Правда, чересчур заидеологизированный финал, который должен был продемонстрировать торжество социалистического строя, кажется явно приклеенным в угоду властям.

Наверно, об уступках художника постороннему диктату и о решительном отказе от достижений монтажно-поэтического кинематографа 20-х годов следовало бы говорить по поводу более повествовательных и традиционных по выразительным средствам социально-бытовых лент «Встречный» (1932, совместно с С.И.Юткевичем) и «Крестьяне» (1935, главный приз ex aequo на МКФ в Москве). Но в них были запоминающиеся человеческие характеры, прежде всего сыгранные актерами В.Р.Гардиным и Н.М.Боголюбовым. А вот в масштабном биографическом киноромане «Великий гражданин» (1938-39, Государственная премия СССР, 1941), первоначально вдохновленном образом С.М.Кирова, режиссер, особенно к концу повествования двухсерийного полотна, утратил объективность в анализе событий, напрямую поспособствовав возвеличиванию той диктатуры, которая как раз и была причастна к уничтожению всех крупных фигур, включая Кирова, смевших противоречить «отцу народов». Как и многие кинодеятели во время войны, Эрмлер смог создать в 1943 году более экспрессивное и проникнутое праведным гневом антивоенное произведение «Она защищает Родину» (Государственная премия СССР, 1946), в котором мощный образ народной героини создала актриса В.П.Марецкая. Однако в следующих работах «Великий перелом» (1946, Государственная премия СССР, премия на МКФ в Канне) и «Великая сила» (1950, Государственная премия СССР, 1951) опять возобладали ложно-исторические тенденции и превратно понятые идеалы социалистического образа жизни. Во время борьбы с космополитизмом Эрмлер, в том числе из-за правильно расставившей акценты «Великой силы» о преодолении заграничного влияния на отечественных ученых, не пострадал. Но симптоматично, что как только он, возвращаясь к увлечениям юности, в 1953 году явно преждевременно выступил с сатирической короткометражкой с двусмысленно звучащим названием «Разбитые мечты» о подхалиме и карьеристе, усиленно добивающемся расположения начальства, картина сразу же была отправлена на полку и вышла лишь в 1962 году - уже как «Званый ужин».

В ситуации своеобразной реабилитации простых человеческих чувств в середине 50-х годов одной из первых душевных и трогательных лент о любви (пусть и с неизменным социальным пафосом) оказалась «Неоконченная повесть» (1955) с участием актеров Э.А.Быстрицкой и С.Ф.Бондарчука. К сожалению, в историко-революционном жанре режиссер продолжал творить по старинке («День первый», 1958), пока не столкнулся с реальной судьбой В.В.Шульгина, бывшего депутата Государственной Думы, сметенной Февральской революцией, - и попытался в определенной степени переоценить вместе с ним события ХХ века в художественно-документальном фильме «Перед судом истории» (1965). Картина с таким знаменательным названием оказалась последней работой Эрмлера, умершего за четыре месяца до торжественного празднования 50-летия Великого Октября и вряд ли еще подозревавшего, что «обломком империи» следовало назвать его самого.