XXIV Московский кинофестиваль: Кино Норвегии сегодня

Если шведское кино практически всегда привлекает внимание любителей кинематографа в разных странах мира, а фильмы Дании широко стали известны в последнее время, в том числе благодаря усилиям Ларса фон Трира и придуманной им “Догмы”, то норвежская кинематография находилась как бы на задворках. Между тем выясняется, что и в Норвегии ныне снимают интересные ленты.

“Всё о моём отце” (Норвегия-Дания, реж. Эвен Бенестад)

“Лайм - Слегка зелёный” (Норвегия, реж. Натильде Оверрейн Рапп)

“Монголандия” (Норвегия, реж. Арилд Ёстин Оммундсен)

“Отморозки” / “По-настоящему увлечённые” (Норвегия-Швеция при участии Финляндии, реж. Кнут Эрик Енсен)

“Отморозки в пути” / “По-настоящему увлечённые 2” (Норвегия, реж. Кнут Эрик Енсен)

“Самое важное на свете” (Норвегия-Дания, реж. Томас Робсам)

“СОС” (Норвегия, реж. Томас Робсам)

“Стрекоза” (Норвегия, реж. Мариус Хольст)

“Эллинг” (Норвегия, реж. Петтер Нэсс)

ВСЁ О МОЁМ ОТЦЕ (ALT OM MIN FAR)

Режиссёр Эвен Бенестад

Норвегия-Дания. 2001.

Документальный фильм 27-летнего норвежского режиссёра Эвена Бенестада о своём отце Эсбене Бенестаде, который работает врачом в небольшом городке, занимается хирургией, написал две книги о сексуальном воспитании, является колумнистом в журнале для мужчин, в политике придерживается либеральных взглядов. И одновременно у Эсбена Бенестада есть вторая сущность - он известен в Норвегии как женщина по имени Эстер Пирелли, сексуальный терапевт, иногда выступающая в качестве актрисы. Эвен Бенестад рассказывает об отце-трансвестите с теплотой, юмором и иронией, пытаясь постичь загадку этого человека, обладающего талантом перевоплощения.

“Вопреки идее моего отца, что этот фильм должен был бы раскручивать его как колоритную и не похожую на других персону, всё время борющуюся с бюрократией в сфере культуры, я стремился сделать глубоко личный портрет, касающийся отношений отца и сына, когда немало ущерба, понесённого одним человеком ради самореализации, даже может помочь другому упрочиться. Трансвестизм отца послужил основой для фильма и стал рефреном, сопровождающим нас в этой в чём-то иной семейной саге. Для меня самым важным было желание показать, что моя семья - не уникальна. Таких семей немало”. Эвен Бенестад.

Сценарий Эвен Бенестад, Аугуст Б. Хансен

Режиссёр Эвен Бенестад

Оператор Бьёрн Эйвинд Арског

Видеосъёмки Стеффан Страндберг

Монтаж Эрик Андерссон

Композитор Джон Эрик Каада

Звукооператоры Бернт Сивертсен, Аугуст Ханссен

Продюсеры Бьёрн Эйвинд Арског, Ула К. Хуннес

Сопродюсер Карстен Хольст

Производство Exposed Film Productions AS, Zentropa Real

Продолжительность 75 минут, Формат 1:1,66, Цветной и чёрно-белый, Звук, 2001

Эвен Бенестад

Родился 16 сентября 1974 года в Гримстаде. Изучал операторское искусство в Кинотелеакадемии в Осло. Работал оператором с 1997 года, создал пять короткометражек, а также несколько документальных лент для норвежского телевидения. “Всё о моем отце” - его первый полнометражный документальный фильм, удостоен на Берлинском фестивале 2002 года премии “Тедди” за лучшую документальную ленту гомосексуальной тематики.

ЛАЙМ - СЛЕГКА ЗЕЛЁНЫЙ (LIME - LITT GRONN)

Режиссёр Натильде Оверрейн Рапп

Норвегия. 2000.

Тане почти 16 лет, она влюблена в Хенрика, но чувствует себя несчастной. И злится на мать, которая решила переезжать в тот самый момент, когда Таня договорилась о том, что будет играть на ударных инструментах в ансамбле Хенрика под названием “Лимб”. Какая может быть радость в жизни, если мамочка следит за каждым приятелем Тани! И разве непонятно, что сидеть с друзьями в кафе куда лучше, нежели копаться в поле в деревне. Когда тебе шестнадцать, ужасно не хочется отказываться от всего, что действительно интересно - любовь, друзья, музыка. Надо нечто придумать, чтобы заняться тем, что нравится. Для этого нужна отвага. И деньги.

Сценарий Бибби Мослет по роману Pa kloss hold Анне Б. Рагде

Режиссёр Натильде Оверрейн Рапп

Оператор Свейн Крёвель

Монтаж Йон Эндре Мёрк

Художник Нина Бьерх Андресен

Композитор Пер Мартинсен

Звукооператор Рой Фенстад

Продюсер Том Ремлов

Производство Norsk Film AS

Актёры Рита Квист, Кристоффер Берре Альбертс, Аннеке фон дер Липпе, Рикард Вольфф

Продолжительность 99 минут, Формат 1:1,85, Цветной, Звук Dolby SRD, 2000

Натильде Оверрейн Рапп

Изучала драматическое искусство в Италии. Провела один год в художественной школе в Англии, затем пять лет - в Национальной киношколе в Лодзи (Польша), которую окончила в 1996 году. Её студенческий фильм “Пустошь” получил приз на кинофестивале в Арнеме (Нидерланды). Во время учёбы сыграла в короткометражке “Мать” корейского студента, удостоившись приза за главную женскую роль на фестивале в Сеуле в 1993 году. Её дипломный фильм “Прилив” получил главную премию на фестивале короткометражек в Гримстаде (Норвегия) в 1996 году, а также ряд других наград. В 1998 году участвовала в гамсуновском проекте компании “Норск Фильм”, сняв короткометражную ленту Amertume, показанную на Венецианском фестивале в 1999 году. “Лайм - слегка зелёный” - её полнометражный дебют.

МОНГОЛАНДИЯ (MONGOLAND)

Режиссёр Арилд Ёстин Оммундсен

Норвегия. 2000.

Прямо перед Рождеством после шестимесячного пребывания в Англии приезжает домой Пиа, которая хочет найти Кристоффера, своего друга, оказывавшего ей помощь накануне поездки, а потом исчезнувшего в последнюю секунду. Пиа во время поисков Кристоффера сталкивается с самыми разными людьми, в том числе разочарованными и неудовлетворёнными. И уже наступает пора появиться Санта-Клаусу, когда начинают происходить странные события.

Сценарий Арильд Ёстин Оммундсен, Гро Элин Хьелле и Эйгил Янсен

Режиссёр Арильд Ёстин Оммундсен

Оператор Торнд Хёйнес

Монтаж Эрик Андерссон

Музыка Cloroform

Продюсер Ингрид Фестёй Оттесен

Производство Muz AS, Deadline Film, Tres Cojones, 4 1/2

Актёры Ингрид Фестёй Оттесен, Вегар Хоэль, Кристоффер Йонер

Продолжительность 84 минуты, Формат 1:1,66, Цветной и чёрно-белый, Звук Dolby SRD, 2000

Арильд Ёстин Оммундсен

Родился в 1969 году в Ставангере. Изучал режиссуру в местном университетском колледже. Снял короткометражные ленты “Осторожно: НЛО!” и “Демон Хевненс”. В 1999 году получил главный приз на фестивале короткометражке в Гримстаде за фильм For solen star opp. “Монголандия” - его дебют в полнометражном кино, получивший почётный национальный киноприз “Аманда” в 2001 году.

ОТМОРОЗКИ / ПО-НАСТОЯЩЕМУ УВЛЕЧЁННЫЕ (HEFTIG OG BEGEISTRET)

Режиссёр Кнут Эрик Енсен

Норвегия-Швеция при участии Финляндии. 2000.

На побережье Баренцева моря есть норвежская рыбацкая деревушка Берлевог. Это место было раньше известно по новелле “Пиршество Бабетты” Исака Динесена. А теперь оно во второй раз приобрело международную славу - благодаря очень экзотичному и колоритному мужскому хору из тридцати человек.

Режиссёр Кнут Эрик Енсен познакомился с этим хором, когда снимал свой предыдущий (игровой) фильм “Здесь рассеивается тьма”: “С самой первой ноты я был увлечён. Здесь, на самом краю света, разнородная группа взрослых мужчин пела стоя - степенно, убедительно и страстно... Благодаря хору этих мужчин можно было унестись прочь от ежедневной рутины в мир баллад, гимнов и полноценных маршей - в Песнь Берлевога”.

Фильм стал хитом в Норвегии (его посмотрели 600 тысяч зрителей) и был продан в 16 стран.

Режиссёр Кнут Эрик Енсен

Операторы Свейн Крёвель, Аслауг Хольм

Монтаж Аслауг Хольм

Звукооператор Арне Хансен

Продюсер Том Ремлов

Производство Norsk Film AS, Barentsfilm AS, NRK, Europafilm, Giraff Film AB, NRK/Nordvisjonen/YLE/SVT

Продолжительность 105 минут, Формат 1:1,66, Цветной, Звук Dolby SRD, 2000

Кнут Эрик Енсен

Родился в Хоннингсвоге, на севере Норвегии. Изучал французский и русский языки, а также историю. Посещал Лондонскую киношколу. В 1978 году начал работать на Норвежском телевидении, сняв несколько документальных фильмов и короткометражек. С 1993 года - в игровом кино. “По-настоящему увлечённые” - лучший документальный фильм на МКФ в Чикаго, номинировался на Европейский киноприз, удостоился национальных кинопремий “Аманда” и в категории документальных лент, и в качестве лучшей норвежской картины 2001 года. После большого успеха ленты “По-настоящему увлечённые” снял её продолжение.

1993 - Полярная звезда (Stella polaris)

1997 - Обожжённые морозом (Brent av frost)

1999 - Здесь рассеивается тьма (Nar morket er forbi)

2000 - Отморозки / По-настоящему увлечённые (Heftig og begeistret)

2002 - Отморозки в пути / По-настоящему увлечённые 2 (Heftig og begeistret II)

ОТМОРОЗКИ В ПУТИ / ПО-НАСТОЯЩЕМУ УВЛЕЧЁННЫЕ 2

HEFTIG OG BEGEISTRET 2

Режиссёр Кнут Эрик Енсен

Норвегия. 2002.

Мужской хор из норвежской рыбацкой деревушки Берлевог на побережье Баренцева моря отправился в поездку по США как раз в тот момент, когда случилась трагедия 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Тридцать певцов побывали на Среднем Западе у выходцев из Скандинавии, посетили Голливуд, прошлись по стопам Элвиса Пресли в Майами. Песни в их исполнении помогли преодолеть культурные различия между народами и добиться взаимопонимания в трудный для американцев момент.

Режиссёр Кнут Эрик Енсен

Операторы Свейн Крёвель, Кари Петтерсен

Монтаж Инге-Лизе Лангфельдт

Звукооператор Арне Хансен

Продюсер Ян Эрик Гаммленг

Производство Barentsfilm AS

Продолжительность 105 минут, Формат 1:1,85, Цветной, Звук Dolby SRD, 2002

САМОЕ ВАЖНОЕ НА СВЕТЕ (DET STORSTE I VERDEN)

Режиссёр Томас Робсам

Норвегия-Дания. 2001.

Экранизация романа “Дочь рыбака” нобелевского лауреата Бьёрнстьерне Бьёрнсона. Действие происходит приблизительно в 1860 году. Молодая девушка Петра неожиданно оказывается обручённой сразу с тремя уважаемыми людьми Копенгагена, так что вынуждена бежать прочь из столицы, попав в результате в горный приход, где овдовевший пастор живёт вместе со своей дочерью Сигне, которая даже старше Петры. Девушка встречает тёплый приём в этой маленькой семье, завязывает поистине дружеские отношения с Сигне, защищая её от скептицизма отца. Но сама вскоре понимает, что влюбилась в этого человека.

Сценарий Сири Сенье по роману “Дочь рыбака” Бьёрнстьерне Бьёрнсона

Режиссёр Томас Робсам

Оператор Гауте Гуннари

Художник Карл Юлиуссон

Монтаж Хельге Биллинг

Композитор Тронд Бьеркнэс

Звукооператор Рагнар Самуэлссон

Продюсер Том Ремлов

Производство Norsk Film AS, Speranza Film AS, NRK, Nordisk Film

Актёры Херборг Крокевик, Кирсти Стубё, Еспер Лангберг, Томас Ханцон, Мадс Оусдаль, Хенрик Местад

Продолжительность 110 минут, Формат Scope, Цветной , Звук Dolby SRD, 2001

Томас Робсам

Родился 29 апреля 1964 года. Сын норвежской актрисы Маргарете Робсам и итальянского актёра Уго Тоньяцци. Снимался в кино с восьмилетнего возраста. Дебютировал как режиссёр в 1992 году. Создал в 1998 году свою кинофирму “Сперанца Фильм” и выступил в качестве продюсера на восьми фильмах других режиссёров. Его предыдущая лента “СОС” удостоилась национальной кинопремии “Аманда” как лучшая картина в 2000 году.

1992 - Чёрные пантеры (Svarte pantere)

1993 - Якобсен (Jakobsen)

1996 - Комар (Myggen)

1997 - Любовь - это всё, что тебе нужно (All You Need Is Love)

1999 - СОС (S.O.S.)

2001 - Самое важное на свете (Det storste i verden)

2002 - новелла в фильме Folk flest bor i Kina

СОС (S.O.S.)

Режиссёр Томас Робсам

Норвегия. 1999.

Анджело - настоящий Дон Жуан, одержимый страстью к женщинам любого типа и возраста, с которыми он готов знакомиться где угодно. И вдобавок запечатлевает моменты своего триумфа на фотоснимках или видеоплёнке, ещё ведёт дневник, тщательно отмечая достоинства встреченных женщин и места, где произошли свидания с ними. Но однажды на пути Анджело оказалась Альба, ставшая его “последним завоеванием”.

Исполнитель главной роли Джанмарко Тоньяцци - сводный брат режиссёра Томаса Робсама.

“Если “СОС” не получит “Аманду” в следующем году, то членов жюри следует привязать к кроватям” (Бьёрн Габриэлсен, газета Natt&Dag).

Фильм был удостоен национальной кинопремии “Аманда”, а также отмечена актриса Кьерсти Холмен.

Сценарий Томас Робсам

Режиссёр Томас Робсам

Оператор Гауте Гуннари

Художник Томмазо Бордоне

Монтаж Хельге Биллинг

Звукооператоры Рагнар Самуэлссон, Хокон Ламметун

Продюсеры Мауро Каппеллони, Томас Робсам

Производство Speranza Film AS

Актёры Джанмарко Тоньяцци, Жаклин Люстиг, Кьерсти Холмен, Рикки Мемфис, Федерика Ди Мартино, Наццарена Мартелаччи

Продолжительность 96 минут

Формат Cinemascope, Цветной, Звук Dolby SR, 1999

СТРЕКОЗА (OYENSTIKKER)

Режиссёр Мариус Хольст

Норвегия. 2001.

Двое решили расстаться, сохранив между собой нормальные отношения. Но всегда находится кто-то третий, однажды появляющийся на пороге и вмешивающийся в историю пары. Современная драма трёх героев в одной комнате превращается в напряжённое повествование о любви и верности.

Сценарий Николай Фробениус на основе рассказов “Ночь перед мрачным утром” Ингвара Амбьёрнсена

Режиссёр Мариус Хольст

Оператор Джон Кристиан Розенлунд

Монтаж Софи Хессельберг

Композиторы Чьетил Бьеркестранд, Магне Фурухолмен

Звукооператор Ад Стооп

Продюсер Сигве Эндресен

Сопродюсеры Турид Ёверсвеен, Хокан Бьеркинг

Производство Motlys AS, 4 1/2, Final Cut

Актёры Мария Бонневи, Ким Бодниа, Микаэл Персбрандт

Продолжительность 110 минут, Формат 35 мм, Цветной , Звук Dolby SRDЮ, 2001

Мариус Хольст

Окончил Лондонскую киношколу в 1991 году. Его дипломный фильм “Часы посещений” (Visiting Hours) стал в 1992 году финалистом конкурса студенческих лент на соискание премии Американской киноакадемии, получил приз “Би-Би-Би-Си” за лучшую драму на BP EXPO 1992, Гран-При жюри и премию студентов на МКФ в Пуатье в 1993 году. Международную известность Хольсту принёс полнометражный дебют “Десять ножей в сердце”, удостоенный приза “Голубой ангел” на МКФ в Берлине в 1995 году, а также иных наград. Снял несколько рекламных роликов. Основал с Полом Слетауне кинофирму “4 1/2”.

1994 - Десять ножей в сердце (Ti kniver i hjertet)

1996 - Lukten av mann

1997 - 1996: Pust pameg!

2001 - Стрекоза (Oyenstikker)

ЭЛЛИНГ (Elling)

Режиссёр Петтер Нэсс

Норвегия. 2001.

Проведя два года в психиатрической клинике Брёйнес, Эллинг возвращается к нормальной повседневной жизни. Вместе со своим более чем вызывающим приятелем Чьеллем Бьярне из той же клиники он снимает хорошую квартиру в Осло и надеется, что отныне всё пойдёт иначе. Однако друзья по-разному понимают предоставленную им свободу существования, которой может придти конец, поскольку перед обоими всегда стоит угроза насильственного препровождения назад в Брёйнес. И если Чьелль Бьярне увлечён романом с встреченной им женщиной, то Эллингу претит вся эта лирика, особенно норвежская современная поэзия, которая способна вызвать лишь рвоту.

Самый популярный норвежский фильм за последние 25 лет.

Сценарий Аксель Хеллстениус по роману “Кровные братья” Ингвара Амбьёрнсена

Режиссёр Петтер Нэсс

Оператор Свейн Крёвель

Монтаж Инге-Лизе Лангфельдт

Художник Харальд Эгеде Ниссен

Композитор Ларс Лилло Стенберг

Звукооператор Ян Линдвик

Продюсер Даг Альвеберг

Производство Maipo Film og TV produksjon

Актёры Пер Кристиан Эллефсен, Свен Нордин, Пер Кристенсен, Ёрген Лангхелле, Марит Пиа Якобсен

Продолжительность 102 минуты, Формат 1:1,66, Цветной, Звук Dolby Stereo, 2001

 Петтер Нэсс

Начинал в 80-е годы как реквизитор в кино, десятилетие спустя снимался в качестве актёра («Опасные воды», «Операция «Поп-корн»). Был режиссёром ревю, драматических спектаклей, в том числе с 1997 года - в Новом театре в Осло, где поставил расхваленную критиками пьесу «Эллинг и Чьелль Бьярне». В 1999 году дебютировал в кино, сняв комедию «Полное похмелье», удостоенную национальных кинопремий «Аманда» за главные мужскую и женскую роли. Фильм «Эллинг» номинировался на «Оскар», получил премии на МКФ в Сан-Себастьяне и Стокгольме.

1999 - Полное похмелье (Absolutt blamandag)

2001 - Эллинг (Elling)