Телевидение опутала паутина лжи

Честно говоря, я уже несколько раз оказывался жертвой своей доверчивости по отношению к телевидению. Многие наши каналы (а в первую очередь это касалось тех, где появлялся Евгений Киселёв, из-за затянутых передач которого всё сразу сдвигалось в сетке вещания, словно во времена Брежнева) давно уже приучили к тому, что объявленная программа не соблюдается минута в минуту. Но обычно интересующие меня фильмы начинались гораздо позже, чем это было запланировано. А вот в ряде случаев с ОРТ (теперь это Первый канал) так получалось, что я включал телевизор, когда действие уже шло. То есть на минуту-другую начавшаяся демонстрация кинолент опережала (!) обозначенное время. Хотя я вовсе не обязан быть «прикованным Прометеем», загодя садясь у «ящика» и дожидаясь того, что действительно хочу посмотреть.

Каково же было моё изумление, когда совсем недавно, будучи наученным горьким опытом и решив заблаговременно побеспокоиться, я включил Первый канал за восемь минут до предполагаемого начала картины Сидни Поллака «Паутина лжи». И трудно было поверить собственным глазам - в тот момент успела пройти на экране первая сцена фильма! Это ж как надо не уважать и даже презирать зрителей, чтобы столь наплевательски относиться к соблюдению телепрограммы. Ну, подумаешь, какие-то восемь минут -  глупый «пипл» всё равно схавает!

Тот же Первый канал, который во всём желает быть первым, не мог, наверно, сносить спокойно, что лавры «главного вырезальщика» фильмов давно принадлежат РТР. Поэтому там сократили на целых полчаса, между прочим, в полуночном эфире, когда юная (и, напротив, пенсионерская) аудитория должна по теории спать, чересчур натуралистический (с точки зрения показа «наркоманского быта») «Реквием по мечте». В такой ситуации меня, как правило, удивляет лишь одно: зачем вообще телеканалу покупать подобные «предосудительные» ленты, если их потом нужно подвергать дополнительной цензуре. Не проще ли не портить себе нервы, не ломать голову над тем, где сделать купюры, а приобретать то, что не требует постороннего вмешательства «искусствоведов с ножницами».

Впрочем, они помнят ещё и о рейтинге, который вряд ли обеспечишь картинами, что не на слуху. А так - поставишь в программу что-нибудь широко известное или даже скандальное, ну, вырежешь какие-то сцены, естественно, никого не предупредив, и наивные зрители включат телевизор, думая, что им покажут всё как есть, но пойди-разберись с ходу, «впаривают» ли опять «туфту» или же честно предлагают неиспорченный товар.

А можно «кинуть» доверчивую аудиторию иным способом. Сядешь довольно поздним вечерком поглядеть на канале «Культура» на проехавший по массе заграничных кинофестивалей аргентинский фильм «Так внезапно», тем более ожидая вдумчивых пояснений от культуролога Кирилла Разлогова, у которого свой авторский цикл «Культ кино». И что получишь в ответ - нечто типа «Нет культу разврата и аморальности!». Смотрите повтор российского эстетского кинопроизведения «Брод», так внезапно поставленного в эфир вместо картины о чувстве человеческого одиночества, которое могут испытывать даже лесбийски ориентированные девушки. «Тоже люди», если вспомнить толстовское определение. И ведь не творят на экране никаких безобразий, просто едут по стране в поисках непонятно чего, стремятся успокоить свою мятущуюся душу. Но такое «Культуре» не по душе!

Зато форменное бескультурье от вроде бы культурных специалистов, двух профессиональных кинокритиков можно было услышать во время показа на канале СТС церемонии «Золотой Глобус». Поначалу подумалось, что это просто розыгрыш в духе ёрнического конферанса, порой не без блеска продемонстрированного Ильёй Олейниковым и Юрием Стояновым во время награждения премиями «Золотой Орёл». Ан нет, оказалось, что две кумушки, которые базарят на завалинке, перемалывая от нечего делать косточки всем голливудским кинозвёздам и мало обращая внимание на речи знаменитостей, получающих призы, фактически делятся принародно своими сиюминутными впечатлениями. И это было бы смешно, если бы было талантливо. А неплохо пишущие авторы из журнала «Афиша», Алексей Васильев и Михаил Брашинский (второй предпочёл именоваться режиссёром и сценаристом, хотя и снял всего один фильм), на сей раз расписались не только в собственном хамстве, но и в вопиющей неграмотности в сфере кино, путая и перевирая всё подряд. Ну, чем не паутина лжи!